Студенты-щукинцы представили спектакль «Одна абсолютно счастливая деревня»
Плодотворное сотрудничество Театрального института им. Бориса Щукина и Городской Думы Калуги продолжается. На сцене конференц-зала Государственного музея истории космонавтики им. К. Э. Циолковского зрители увидели уже третью постановку в исполнении молодых актеров.
Приглашение на театральный вечер получили представители трудовых династий промышленных предприятий и больниц города. Зрителей поприветствовали директор музея Наталья Абакумова и Глава городского самоуправления Юрий Моисеев, пожелав приятного просмотра и радостных эмоций.
Режиссер-постановщик спектакля Оксана Голубева отметила, что для нее и для молодых артистов большая честь представлять в Калуге вахтанговскую театральную школу. Студенты учатся на третьем курсе актерского факультета под руководством Валентины Петровны Николаенко. Возможно, кто-то из них скоро будет блистать на театральных подмостках или станет звездой экрана.
Щукинцы открывают для калужской публики незаслуженно забытые имена. В прошлый раз зрители познакомились с творчеством Гайто Газданова, сейчас – с произведением Бориса Вахтина, русского советского писателя, востоковеда-синаиста, переводчика.
В 60-е годы Вахтин был неформальным лидером молодых писателей Ленинграда, организовал литературную группу «Горожане». В 1964-м выступал в поддержку Иосифа Бродского, в 1974-м отказался свидетельствовать против писателей-диссидентов на политическом судебном процессе. Ценой принципиальной жизненной позиции стала докторская диссертация – защитить ее Вахтину не удалось. Была непростой и его литературная судьба. В советское время на Родине его почти не издавали. Повести и рассказы Вахтина выходили в эмигрантских журналах и самиздате.
Борис Вахтин – автор сценария популярного телесериала «На всю оставшуюся жизнь», снятого в 1975 году Петром Фоменко по роману его матери – Веры Пановой, знаменитой советской писательницы, трижды лауреата Сталинской премии. В 2000 году Фоменко поставил в своей Мастерской спектакль по повести Вахтина «Одна абсолютно счастливая деревня», который по сей день не сходит со сцены. Спектакль щукинцев в чем-то перекликается с этой постановкой.
Повесть Вахтина, написанная в 1961 году, поэтична, мелодична, автор так и пишет в первой строке: «Начало этой песни, довольно-таки длинной, теряется в веках…» Простой сюжет превращается в почти что былину или даже миф. В «самой счастливой деревне» все идиллически прекрасно, это воплощенная мечта о потерянном рае. Здесь всё наполнено жизнью, все обладают душой и разумом. Колодец с журавлём слушает сплетни деревенских баб и гордится своим «кругозором», а огородное пугало становится и душевным собеседником главного героя – влюбленного Михеева.
В спектакле нет ни декораций, ни фонограммы. Только голоса актеров, их пластика и искусство перевоплощения, отточенное учебными этюдами. Студенты, влюбленные в профессию, играют с юным задором, с горящими глазами, делятся со зрителями энергией молодости, радостью от набирающего силу мастерства. Остаться равнодушным невозможно.
Сначала зрители слышат звуки деревни: мычание коровы, блеяние овец, крик петуха – почему-то робкий и застенчивый, песенку полевой птицы, свист косы в поле. Выходят на сцену парни и девушки в светлой льняной одежде. Знают ли юные артисты что-нибудь о настоящей деревне хотя бы по рассказам родителей или дедушек-бабушек? Это совершенно неважно, ведь речь не о настоящей, а об идеальной деревне, образ которой хранит генетическая память.
Спектакль о любви и семье, о родной земле и простом человеческом счастье, о войне, которая его разрушает. Но жизнь всегда сильнее, и она возьмет свое, пробьется, как зеленый росток через асфальт.
Звучит пение без слов, кружатся в медленном завораживающем танце девушки с белыми платками. Платок превращается в коромысло, зрители улыбаются, слушая монолог о том, как прекрасна женщина, несущая полные ведра. У трактора колхозники читают почти что рэп: «Заведет – не заведет – давайте еще толкнем – так уже толкали!»
В спектакле, как и в повести, чудесным образом уживаются ирония и возвышенная легенда. Баланс между ними соблюден идеально, актерам удается пройти по тонкой грани, не впадая ни в стеб, ни в пафос.
У главных героев – Михеева и Полины – несколько лиц, их реплики разложены на разные голоса. Таких семейных историй было много в роковые сороковые, немало их и теперь. Детали разные, а суть одна: полюбили друг друга, поженились, и он ушел на войну – не мог иначе, потому что Родина в опасности, и кто встанет на ее защиту, если не он. А она дома – ждет, растит детей, трудится непосильно – и надеется на лучшее.
Белые платки девушки меняют на черные, прячут светлые платья под телогрейками, парни надевают шинели и черные сапоги. И «звукоряд» совсем другой: движется со скрежетом танк, свистят пули, звучат тревожные голоса. Не хочется сержанту Михееву отдавать свою единственную, очень хорошую жизнь ради светлого завтра – но разве мог он поступить иначе? «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».
Сцену заливает красный свет, Михеев погибает на поле боя, но актер не уходит за кулисы. Он стоит с краю и, словно из другого измерения, присматривает за любимой Полиной, говорит с ней, советует, как дальше жить. Очень счастливая деревня – удивительное место, где смерти нет, а чужие, если они добры и бескорыстны, могут обрести новую родину. И выстоит деревня, вырастут дети, будут радостно трудиться на родной земле и помнить о предках, передавших им этот волшебный дар – жизнь.
Екатерина ШЕВЕЛЕВА
Фото пресс-службы Городской Думы