В Москве завершился XXXI Международный архитектурный фестиваль «Зодчество» – смотр достижений в области архитектурной и градостроительной деятельности городов и регионов России.Об итогах и особенностях прошедшего форума поговорили с его куратором, главным архитектором Калуги Алексеем Комовым.
– Алексей Олегович, как вы оцениваете прошедшее «Зодчество-2023»?
– С большим воодушевлением. Фестиваль был очень насыщенным. Запомнился интересными проектами, количеством участников и посетителей, наполнением павильонов, плотностью деловой программы.
После его мощного проведения в прошлом году (юбилейном и для Союза архитекторов РФ, и для самого фестиваля) хотелось придать новый вектор развитию форума на будущее десятилетие, сохранив при этом наработанную годами самобытность «Зодчества» как главного архитектурного форума страны. И нам это, безусловно, удалось.
Деловая программа объединила более 60 мероприятий различных форматов, в которых участвовало больше 200 спикеров. Участниками фестиваля стали более 20 регионов страны. На конкурсную программу было заявлено больше 230 работ, в том числе 110 проектов, 57 построек, а также 15 работ молодых архитекторов и 55 студенческих.
В этом году мы представили экспозиции всех участников, совершенно по-новому сформировав общее пространство. Оно было плотным, полицентричным, а спецпроекты органично входили в общую планировку. Причем и региональные павильоны, и стенды технологий, и бюро идеологически и внешне соответствовали теме, заявленной в манифесте фестиваля.
– «Завтра, которое наступило» – так звучит тема фестиваля, заявленная в манифесте. Что вы вкладываете в этот тезис?
– В этом году тема «Зодчества» ориентирована на бескомпромиссный поиск и выявление актуальных тенденций в наших архитектуре и градостроительстве. Сегодня русская культура находится на историческом изломе.
Отечественные архитекторы, как визионеры, выступают, с одной стороны, хранителями традиций. Но с другой – именно они должны дать ответ на вопрос, какой будет картина будущего и как его реализовать, и они же её воплотят. Сегодня мы как никогда нуждаемся в том, чтобы определить: а что мы можем предъявить, какую парадигму для себя представить, чтобы не просто выжить в суровом мире, но и быть лидерами цивилизации? Кажется, когда ещё будет это завтра… Но оно уже наступило. Надо признать, что мы живём в новой эпохе.
Наследие как ресурс
– Как калужане представили город на международном форуме?
– Калуга на фестивале уже более трёх лет подряд, и это всегда что-то интересное.
В этот раз мы представили павильон реконструкции территории завода «Кристалл» под эгидой «Премиум-строя». Он удостоен диплома «Зодчества». Министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин, академик Михаил Посохин и другие высокие гости оценили актуальность такой подачи, когда наследие выступает как ресурс для дальнейшего развития. Территория, насыщенная объектами культурного наследия, была закрыта для города. Теперь же она, раскрываясь, радикально интегрируется в городское пространство.
Представляя эту концепцию на главной сцене в деловой программе, мы вместе с авторами увидели, как крайне актуальна эта парадигма для специалистов и девелоперов из других городов, где до сих пор прозябают после пресловутой перестройки территории предприятий в центре города. В Москве есть примеры («Арма», «Красный Октябрь» или «Хлебозавод» на Пресне), как можно взаимодействовать с новой застройкой, когда она становится полноценной городской тканью, ресурсным местом, а не неким обособленным анклавом, «чемоданом без ручки». При этом коллеги, перед которыми поставлена задача реновации таких территорий, на примере Арт-квартала «Кристалл» увидели, как это можно делать постадийно. В композиции павильона доступно и эффектно в виде стелы была показана часть города, куда интегрирована обновленная локация бывшего ликеро-водочного завода. Концептуально и тонко в идее павильона присутствовала космическая тематика.
– Отдельный павильон был и у калужской «Пандоры»?
– Да, она участвует третий раз неизменно мощно. С прошлого года предприятие сосредоточилось на своей магистральной теме: зарядные устройства для электромобилей разного типа и масштаба –
от компактных до устанавливающихся внутри жилых комплексов. «Пандора» поддерживает наши проекты в области современного дизайна и искусства. Два года назад она изготовила для «Зодчества» Дедала, делала арт-объект для «Мира гитары», помогала с «Рукопожатием в космосе» для музея истории космонавтики. В этом году им предстояла ультрасложная задача – за относительно небольшой срок сделать восьмиметровый объект по проекту архитектора Тиграна Бадаляна «Ветер будущего», встречающий гостей фестиваля. С этой задачей они блестяще справились. Более того, сложные задачи они воспринимают как вызов, я бы даже сказал, предмет инженерной доблести, с неизменно блестящим результатом. Искреннее спасибо созидателям и низкий поклон.
Ретрансляторы русской культуры
– Как возникла идея для спецпроекта «Маяки русского мира»?
– Замысел возник у нас с медиапродюсером Юрием Белоусовым в Крыму этим летом. Сейчас, в переломном моменте, мы остро ощущаем нехватку темы русской традиции. Новые территории нуждаются в том, чтобы показать нашу с ними общность. Важно добиться цельности и архитектурного единства вновь проектируемых сооружений, которые свидетельствовали бы о новом стиле развития страны, символизирующем, за что борется Россия и каким она видит свое будущее.
Мы много говорим о больших проектах, но человека, его сознание ежедневно формирует окружающая среда, в том числе на визуальном уровне. Пришедшая империя должна сиять, озарять своим присутствием всё, вплоть до мелочей. И ретрансляция русской традиции, её перезапуск в присоединившихся регионах, работа с городской архитектурной средой – это важная задача.
Цель проекта – вернуть чувство преемственности, осознание нашей общности в истории и в современном моменте с точки зрения архитектуры как авангарда культуры вообще.
– 12 творцов из разных городов представили концепции монументальных рестрансляторов русской культуры. Они намеренно сделаны в разной стилистике?
– Да, они разные – и по манере, и по стилистике, и по технологии изготовления. Мы не ограничивали авторов в определенной манере – чтобы показать, что русская традиция не потеряна, и цветущее многообразие традиций.
Важно, чтобы артефакты «Зодчества» продолжали жить своей жизнью. Маяк «Глагол|Добро|Есть» Михаила Корси представляет русский язык как основу глобального русского кода в форме небесного облака, из которого гирляндами ниспадают буквы славянского алфавита. Объект планируется установить на набережной в Бердянске.
«Русский космос» архитектора Павла Сонина задуман для установки в освобождённой Одессе – стела высотой в 30 метров напротив Дома профсоюзов. Монумент задуман с мощным источником света, который должен быть виден на расстоянии многих километров.
А, к примеру, наш «Потемкинский» маяк рассчитываем открыть в Симферополе уже в феврале, на пересечении улиц Екатерининской и Пушкинской, в прямой видимости от Госсовета, где проходили события 2014 года, на оси с памятником Вежливым людям авторства Салавата Щербакова.
Этим проектом мы запускаем формирование нового архитектурного кода, образа будущего, делающего понятие «русский мир» современным и доступным каждому русскому человеку, сопричастным нашей культуре, которую мы сегодня отстаиваем с оружием в руках.
– Очень хотелось бы, чтобы такой монумент появился к 10-летию Русской весны на въезде в Калугу. Это должна быть лаконичная стела, но выдержанная в классической традиции, овеянная славой Кречетникова и Екатерины II. И вместе с тем наполненная смыслами, отражающими страницу истории новой России и демонстрирующими дань уважения борцам за «русский мир» наших новых исторических регионов.
Беседовала
Ольга Коновалова
Фото из архива А. Комова