Вадим Прикладовский – человек известный: певец – обладатель бархатного баса, руководитель мужского и академического хоров областной филармонии
Ещё в декабре 2019-го указом президента Вадиму Игоревичу было присвоено почётное звание «Заслуженный артист Российской Федерации». Однако, в связи со сложившимися обстоятельствами и нагрянувшей пандемией, чествовали музыканта и просветителя лишь сейчас.
Парень из Чимкента
Калужанином Вадим Прикладовский стал в 20 лет.
Его отца, Игоря Александровича Прикладовского, выпускника Львовского мединститута, по комсомольской путёвке направили поднимать медицину в Среднюю Азию. Там хирург-травматолог влюбился в местную красавицу, врача-стоматолога. Такова предыстория его появления на свет.
Жаркий климат совсем не подходил старшему Прикладовскому. Он даже перенёс инфаркт в расцвете лет. И в какой-то момент острое, непреодолимое желание смены места жительства совпало с расширением Калужской областной больницы. Калуге требовались опытные врачи. Игорь Александрович имел степень кандидата наук и был очень известным в Чимкенте (столица Южного Казахстана) доктором. Вадим с родителями в Калугу не поехал, остался в Чимкенте с бабушкой. К этому времени он уже учился в местном музучилище. Шёл 1986-й. До развала СССР ещё четыре года. И впереди его ждала армия.
Неслучайный музыкант
– Отец обладал прекрасным голосом, – вспоминает Вадим Прикладовский. – Студентом участвовал в художественной самодеятельности. Продолжал петь и потом. Его не раз показывали по казахскому телевидению. Несмотря на отсутствие музыкального образования, его репертуар был разнообразен: от романсов до оперных арий. Он обладал красивым баритоном. Ему, ещё студенту 2-го курса мединститута, предлагали перевестись в Киевскую консерваторию. Но он посчитал, что профессия врача куда более серьёзная. Поэтому, когда узнал, что я поступил в музучилище, очень расстроился. Ведь я успешно учился в физико-математическом классе, и большинство моих одноклассников, естественно, выбрали солидные технические вузы, в том числе столичные.
Голос Шаляпина
Родители-врачи стремились сделать из сына культурного, воспитанного человека, в том числе и в музыкальном плане. Однако гаммам и этюдам Вадим предпочитал дворовый футбол, «войнушки» и лазание по стройкам.
А через два года и вовсе категорически заявил родителям, что фортепиано терпеть не может и в музшколу ходить больше не будет. На этом его начальное музобразование закончилось. Как оказалось, ненадолго. Один очень увлечённый музыкой педагог пришёл в класс, чтобы прослушать учеников в капеллу мальчиков. Как Вадим ни старался фальшивить, опытного педагога перехитрить не смог. Перечить строгим учителям не стал. И покатилось: хор, конкурсы художественной самодеятельности, концерты… Года за два до окончания школы вдруг с удивлением осознал, что ему нравится петь.
– Дома у нас были пластинки разных исполнителей, – улыбается Прикладовский. – Мне больше других запал в душу Шаляпин – собрание из восьми пластинок я заслушал до дыр. Так что выбор места дальнейшей учёбы касался лишь отделений музучилища.
Несмотря на юный возраст, Вадим оказался прагматичным юношей. «А вдруг голос пропадёт?» – предположил он и решил, что профессия дирижёра будет понадёжнее. За полтора года так увлёкся этим делом, что пение забросил вовсе. В армии за два года службы в оркестре Управления внутренних войск по Средней Азии и Казахстану освоил два духовых инструмента: баритон и тромбон. Предлагали остаться на сверхсрочную, но он вернулся в Чимкент, уже обдумывая переезд к родителям. Сдал зимнюю сессию и в декабре 1990-го стал калужанином.
Случайностей не бывает
Диплом получил в Калуге. Знаменитую Гнесинку окончил как дирижёр академического хора. Учился у замечательного педагога, профессора, заслуженного артиста России В. Семенюка. А вокалом серьёзно решил заниматься много лет спустя. Этому предшествовала весьма любопытная история. В январе 1998-го квартет, в котором Вадим Прикладовский пел партию второго тенора, пригласили в Осло, по духовной линии, на празднование Рождества Христова. Калужский квартет норвежцам пришёлся по вкусу. Ещё бы! Помимо двух голосистых семинаристов, певших басом и баритоном, партии первого тенора исполнял обаятельный Тантлевский, наделённый природным талантом и сценическим магнетизмом. Один из их четырёх концертов записали.
– Уже в Калуге я решил послушать, как же мы поём на самом деле, – вспоминает Вадим Игоревич. – И мне показалось, что звучу я неплохо. Через несколько дней с женой пошли в филармонию на концерт солиста оперного театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. На концерте сказал жене: «Слушай, через годик занятий я смогу петь не хуже этого солиста». В то время с работой было не так хорошо, зарплаты задерживали. Что ж я сижу-то, подумал. Может и в столицу на заработки придётся подаваться?!
К тому времени у Прикладовских было уже трое детей!
Элемент доверия
Однако для того, чтобы добиться успеха на поприще академического вокала, одного таланта и наличия красивого голоса недостаточно. Прикладовский это прекрасно осознавал. Необходимо было брать уроки.
– С замечательным вокальным педагогом Емельяновым я был знаком: он не раз приезжал в Калугу с мастер-классами, – рассказывает Прикладовский. – Виктор Владимирович – создатель оригинальной авторской методики постановки голоса. И я отправился к нему в Питер. Вердикт Емельянова должен был поставить окончательную точку в моём желании стать профессиональным певцом. «Оснований для этого у тебя более чем достаточно. Голос есть. Будем над ним работать», – прослушав, сказал Емельянов.
Два года Вадим занимался под присмотром Емельянова. Учился самостоятельно – дома в Калуге и три–четыре раза в год ездил к педагогу на консультации в Санкт-Петербург. Те, кто хотя бы немного разбирается в вокале, прекрасно понимают, что такое заочное обучение – огромный риск!
– Тут крайне важен элемент доверия к педагогу, – поясняет музыкант. – Систему Емельянова мне удалось пропустить через себя. Не могу посоветовать путь полностью самостоятельных занятий кому-то ещё. Конечно, лучше всего заниматься под регулярным присмотром и контролем педагога. Но у меня выбора не было.
Рождённые в музыке
Люди искусства, как правило, настолько увлечены своим делом, что на воспитание собственных детей времени не остаётся. Тому немало примеров. Вадим-младший, Надежда и Кирилл родительским вниманием обделены никогда не были, несмотря на чудовищную занятость отца и матери (профессиональные пути родителей во многом пересекаются). Все трое успешно окончили музыкальную школу по классу фортепиано. Сегодня они студенты. Каждый идёт своей дорогой. У Надежды она, наверное, самая прямая. С детства увлекалась языками. Красный диплом бакалавра получила в МГУ им. М. Ломоносова, в институте стран Азии и Африки, по специальности «арабская филология». Однако Москва её не прельстила. Вернулась в Калугу и оканчивает магистратуру в нашем университете на факультете иностранных языков.
Сыновья – в столице. Парни вполне могли бы связать свою жизнь со спортом – оба под руководством тренера Дмитрия Толкачёва стали кандидатами в мастера спорта по гребле на байдарках. Однако спортивным достижениям предпочли искусство.
Путь старшего, Вадима, в поисках истины оказался любопытно извилистым. Сначала факультет психологии калужского университета. Затем музучилище по классу саксофона и фагота. Несколько лет консерватории. И наконец, Академия музыки имени Гнесиных – решил стать дирижёром, как и отец. Ему 28. Он женат. Работает и учится.
Младшего Кирилла с детства увлекало рисование. В «художку» не ходил, занимался в мастер-классе супругов Собинковых. Родители до последнего сомневались, что поступит в академию живописи, ваяния и зодчества им. Глазунова. А он поступил! И сегодня уже четверокурсник Кирилл Прикладовский постигает премудрости темперной реставрации. Восстанавливает древние иконы. Впереди магистратура, ассистентура…
Сверкая гранями
В репертуаре Вадима Прикладовского более 200 вокальных произведений совершенно разных стилей и направлений: старинная музыка (арии и канцоны итальянских композиторов XVII века), и музыка эпохи барокко (программа, состоящая из арий Г.-Ф. Генделя и И.-С. Баха), и немецкие Lieder (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Г. Вольф и др.), и русская оперная и романсовая классика, и сочинения композиторов XX века.
– Мне очень нравится петь барокко, – признаётся Вадим Игоревич. – Но в Калуге можно дать в лучшем случае пару концертов такой музыки в год. Барочная музыка интересна у нас очень узкому кругу людей. Ну, может, 100-150 любителей наберётся от силы. Очень сложно воспитать настоящего зрителя из потребителя коммерческой и массовой культурной продукции, которой заполнены радио и телевидение…
Не ждать вдохновения
Что важнее вдохновение или трудолюбие? На этот вопрос Прикладовский отвечает однозначно: «Музыка – это прежде всего труд».
– Чтобы держать голос в форме, надо заниматься ежедневно, – уверен Вадим Игоревич. – Только вокальные упражнения занимают не менее получаса. Рубинштейн говорил: «Не занимаюсь день – замечаю сам. Не занимаюсь два – замечают коллеги. Не занимаюсь три – замечает публика». Вот у меня такая же история. Снижать планку никак нельзя. И вдохновения ждать не стоит. Оно приходит после многих часов работы, поисков какого-то одного правильного решения, одной главной ноты, необходимой интонации или важной паузы. Но этот труд мне в радость.
НАША СПРАВКА
Вадим Прикладовский родился 5 сентября 1969 года. После окончания в 1991 году Калужского музыкального училища стал на короткое время его преподавателем. С мужским вокальным ансамблем «Вечерний звон», который он возглавил в 1992-м, концертировал в России, Швейцарии, Австрии, Германии, Норвегии, США и становился лауреатом множества российских и международных конкурсов. Победитель Всероссийского конкурса хоровых дирижёров (г. Салават, 1998 г.).
В 2000 году возглавил Калужский мужской академический хор, которым руководит по сей день. На международном конкурсе «Родная гавань» (Ялта-2015) был удостоен звания «Лучший дирижёр».
Как солист-вокалист (бас-баритон) является лауреатом 1-й премии международного конкурса вокалистов (г. Киев – Ворзель, 2004 г.)
В октябре 2017-го возглавил смешанный хор Калужской областной филармонии.
Александр Фалалеев