В репертуаре Инновационного театра балета появился спектакль по мотивам «Снегурочки» Александра Островского
Премьеру постановки молодого хореографа Александры Сафроновой «А что потом?» калужане увидели в марте, а 9 апреля ее покажут вновь. Уникальность спектакля в том, что это часть всероссийского проекта «Снегурочка. Миф и реальность».
Национальный миф
Идея проекта родилась в рамках Международного фестиваля современного танца DanceInversion, который больше 20 лет проходит на главных сценах столицы под эгидой Большого театра. Художественный руководитель и директор фестиваля Ирина Черномурова и драматург проекта Маргарита Мойжес предложили молодым талантливым хореографам переосмыслить и связать с сегодняшним днем историю Снегурочки, взяв за основу народную сказку или пьесу Островского.
Итогом проекта станут шесть спектаклей в разных городах России. Первые премьеры уже состоялись в Красноярске, Уфе и Калуге, в апреле новый спектакль увидят зрители Петрозаводска. Все постановки абсолютно разноплановые, каждый автор нашел о свои, волнующие его грани этого сюжета, по-своему решил образы главных героев.
Ближе к концу года все «Снегурочки» соберутся в столице и будут представлены московской публике.
Вода подо льдом
Автор калужской постановки Александра Сафронова показывает историю Снегурочки с точки зрения Берендея – здесь он не только царь и судья, но и психотерапевт. К нему приходят со своими проблемами и переживаниями главные герои – Снегурочка, Мизгирь, Купава и Лель. Главной темой пьесы Островского хореограф видит стремление обрести счастье и продлить этот миг. Что такое счастье, каким оно бывает, какую цену приходится за него платить и… что потом?
Спектакль очень красив: это воплощенные хрупкость и нежность, пробуждающиеся чувства и сдержанная страсть – вода подо льдом.
Лаконичная сценография дает большой простор зрительской фантазии: белые полотна, с которыми взаимодействуют артисты, трансформируя и оживляя пространство, – это и снег, и вешние воды, и даже, возможно, стены кабинета психотерапевта. Огромную роль при этом играет свет (художник по свету – Эмиль Авраменко): в разных сценах спектакля он холодный или теплый, ярко-красный или синий, льется сверху и из глубины, рождая у каждого зрителя свои эмоции и ассоциации.
Художник-постановщик Мария Шешукова одела танцовщиков в костюмы с элементами ручной работы. Вязаные крючком салфетки покупали у мастериц, окрашивали в «природные» цвета, комбинировали с тканями различных текстур. Это решение создает некую связь времен, символически соединяет старинную сказку и современность.
Спектакль-коллаж
Постановка состоит из шести сцен. Каждая из них решена по-разному с точки зрения музыки и хореографии, способа существования артистов на сцене. Жанр постановки Александра Сафронова определила как спектакль-коллаж, имея в виду мудборд (от англ. moodboard) – этим термином дизайнеры называют презентацию, собранную из фотографий, иллюстраций, узоров, текстур, фраз, которая через ассоциации показывает основную мысль и настроение будущего проекта.
Даже больше, чем пьеса Островского, хореографа вдохновила опера Римского-Корсакова, но от музыкальных цитат авторы спектакля решили отказаться. Композитор Дмитрий Мазуров создал совершенно оригинальный саундтрек, в котором чередуются электронные ритмы, довольно агрессивные и жесткие, и нежные лирические мотивы. Вокальная тема в финале подчеркивает трагическую судьбу Снегурочки – пробуждение чувства ведет ее к неминуемой гибели. Любовь и смерть всегда рядом – и в античном мифе, и в русской сказке.
– Когда я представила и защитила идею спектакля, мне предложили поставить его с калужской труппой. Я поняла, что это идеальное, стопроцентное попадание, – рассказывает Александра Сафронова. – Другие участники проекта ставят свои спектакли с академическими балетными труппами, а мне представилась возможность поработать с коллективом, изначально ориентированным на современную хореографию, с танцовщиками, у которых совершенно разный бэкграунд, разная телесность. Когда я приехала на кастинг, то сразу же увидела своих персонажей. Первое впечатление было очень точным, и на премьере я в этом убедилась.
Такая разная любовь
Спектакль играют два состава, и можно сказать, что это два разных спектакля. Александра выстраивала хореографический текст либо партитуру импровизации для каждого артиста, отталкиваясь от того, как поставленная задача находит отклик в его теле.
Одна из самых сложных ролей – Купава, которую в разных составах исполняют Анна Катанова и Ирина Синаторова. Роль сложна и хореографически, и психологически: героиня – настоящая звезда своего сообщества, и вдруг ее бросает жених, она унижена, ее вера в себя подорвана. Это единство двух состояний хореограф показывает в начале спектакля, решив эту сцену как дефиле.
В сцене игрища Снегурочка (исполнительницы роли – Дарья Шалтыкова и Екатерина Афанасьева) никак не может попасть в ритм общего движения, выпадает из игры, понимая умом ее правила, но не в силах уловить суть, глубинный смысл действа.
– Снегурочка и Мизгирь обрели высшее счастье и заплатили за него своими жизнями, – рассуждает хореограф. – Счастье Купавы и Леля – более приземленное, бытовое, шаблонное. В последней сцене мы видим их на сеансе семейной психотерапии.
Екатерина Шевелева
Фото Алексея Климова