В противоречии со здравым смыслом

В противоречии со здравым смыслом

Как мы платим, так наши дома и ремонтируют

Существующая плата за содержание и ремонт многоквартирных домов катастрофически низкая и не соответствует реальной экономической ситуации. Обеспечить качественное обслуживание и ремонт за такие деньги невозможно, бьют тревогу представители управляющих компаний Калуги. Заниженная плата – прямой путь к некомфортному и небезопасному проживанию в многоквартирных домах.

Штрафы только усугубляют

По мнению отраслевых организаций, с учётом уровня инфляции и роста цен плата занижена и не покрывает себестоимость работ и услуг по содержанию общего имущества.

Последствия низкой платы особенно заметны с наступлением холодов, когда выпадает первый снег и придомовые территории погружаются в ледяной коллапс. Та же проблема возникает при запуске отопления. А всё потому, что при существующей плате невозможно принять на работу необходимое количество работников, объясняют в управляющих компаниях. По тем же причинам могут возникать проблемы с текущим ремонтом и другими услугами.

Низкий размер платы и долги населения по объективным причинам не позволяют УК выполнять необходимые работы. Это влечёт ухудшение состояния жилищного фонда и привлечение управляющих компаний к административной ответственности. Но штрафы только усугубляют ситуацию, так как деньги, которые можно было бы инвестировать в улучшение состояния дома, уходят в бюджет, а состояние дома ухудшается.

УК не могут, собственники не хотят

Состав работ и их перечень прописан в постановлении правительства РФ № 290 от 03.04.2013 «Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (МКД)». Он является обязательным к исполнению для УК. С его учетом формируется затратная часть платы, которая состоит из заработной платы персонала; отчислений во внебюджетные фонды (ФСС, ФОМС); стоимости материалов и инвентаря; налогов предприятия; услуг специализированных организаций (например, по обслуживанию лифтов, дератизации и т. п.), а также формируются работы по текущему ремонту.

Жилищное законодательство устанавливает обязательный минимальный перечень работ, который должен выполняться на объекте, но не устанавливает порядок расчёта размера платы за его выполнение. По закону решение этого вопроса отдаётся на усмотрение собственников. Не предусмотрено Жилищным кодексом и наличие уполномоченного органа власти, который регулировал бы плату на содержание и ремонт МКД (многоквартирных домов).

В отличие от коммунальных ресурсов, в отношении которых тарифы для населения утверждает министерство конкурентной политики Калужской области, размер платы за жилищные услуги (управление, содержание и ремонт) утверждается собственниками на общем собрании с учетом предложений управляющей организации. По итогам голосования решение оформляется в юридический документ – протокол общего собрания, направляется в жилищную инспекцию и публикуется в ГИС ЖКХ.

Заложники ситуации

Как приблизить расценки к экономически обоснованным?

Органы местного самоуправления могут только утверждать размер платы по содержанию и ремонту МКД, собственники помещений которых приняли решение о выборе способа управления, но не установили размер платы.

Таким образом, УК оказались заложниками сложившейся ситуации. С одной стороны, плата за содержание жилого помещения должна устанавливаться общим собранием собственников в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства (ч. 1 и 7 ст. 156 ЖК РФ). С другой стороны, УК не могут в одностороннем порядке утвердить повышение платы, они могут только попытаться донести до собственников свою позицию. В отдельных случаях это удаётся, но зачастую собственники категорически отказываются пересматривать размер платы, мотивируя это тем, что «вам и так на всё хватает» и «почему это мы должны платить больше муниципальной платы?»

Печальная тенденция

Соответственно, чем ниже плата, тем больше приходится сокращать численность персонала и экономить на расходных материалах.

Если взять для анализа изменение МРОТ с 2015-го по 2024 год и изменение размера платы за содержание жилья, можно наблюдать, что плата увеличилась всего на 20 процентов (с учетом 3,50 добавленных за уборку согласно ФЗ), а МРОТ с 2015 года вырос на 330 процентов. Данный анализ показывает, что для повышения заработной платы слесарям-сантехникам, дворникам и прочим сотрудникам  управляющие компании просто не имеют возможности.Это влечет отток рабочей силы на предприятия с достойной заработной платой.

Мина Усинский