Для гармоничного развития ребенка необходимы любовь и забота родителей, но важно не путать их со вседозволенностью «Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным? Это приучить его не встречать ни в чем отказа…»
Так еще в XVIII веке сказал французский философ Жан Жак Руссо. В этом случае дети перестают уважать, любить и ценить родителей, считая их слабыми.
Мягкое воспитание
Дети, которым все разрешено, не уверены в своей опоре и защите – в родителях! Они становятся неуверенными в себе и нервными, превращаются в безжалостных манипуляторов и «совершенствуют» свои навыки: закатывают истерики дома и в общественных местах, неистово требуют исполнения своих «хотелок» и «повелений». Или же действуют под видом «обиженных». Слишком внимательное отношение к переживаниям детей способствует развитию капризности, искажению самооценки, эгоцентричной фиксации на самом себе и личных проблемах. Вырастая, часто имеют повышенную возбудимость и трудности в социализации. Они утрачивают осознание и границы как своих, так и чужих чувств, интересов, потребностей, что способствует формированию зависимого поведения в будущем.
Авторитарный подход
Другая крайность – очень жесткое воспитание, когда у ребёнка нет пространства для свободы, его душат повсеместными «нельзя», «не лезь», «не так», а «только так». Инициатива запрещена или обесценена. Стремление сделать ребенка «удобным», ведет либо к его подавлению, зажатости, безынициативности или, наоборот, к упрямству, непослушанию и всяческому сопротивлению ограничениям, а также скрытности или несвойственным данной личности действиям. Например, девушка, воспитанная в строгих правилах, покинув родительский дом для обучения в институте, подрабатывает танцовщицей в ночном клубе. Борьба с ограничениями может происходить не только активно, но и пассивно – в виде отказа действовать, так как хочет родитель (саботаж).
Границы необходимы
Счастливый ребёнок уверен в своих значимых людях, верит в их ум, силу и доброту.
Страстно чего-то желая, дети могут неосознанно себе вредить. Границы необходимы, чтоб защитить их от опасностей, чтобы не отвлекались на лишнее по пути к своим целям. Но запретный плод кажется самым сладким. Задача родителей – удержать границы, которые дети будут пытаться сдвинуть. Со временем они принимают правила.
В рамках ребёнок свободен и поступает как хочет. Он приобретает важный опыт, в том числе опыт последствий несоблюдения установленных правил. Наказывать ребенка следует (а иногда необходимо!) за сознательное нарушение запрета.
Выстраиваем запреты
Ребенок анализирует последствия, затем меняет мнение и поведение. Он пришел в этот мир попробовать и экспериментировать. Например, на прогулке малышу необходимо все попробовать, исследовать, полазить, потрогать, по лужам пошлепать. Гулять можно и в дождик, если одет по погоде… Но при изучении им сосульки с крыши, отмечаем, что она несъедобна, а за бездомным животным понаблюдаем, а гладить можно только домашнее… Ребенок постарше сможет сам выбрать секцию, но пропуск занятий и баловство приветствоваться уже там не будут. Правильно выстроенные запреты и ограничения не ущемляют потребностей, а их отсутствие имеет печальные последствия.
Объясняем, беседуем и договариваемся
Границы дозволенного важны не только малышу, но и подростку. С возрастом их расширяем. Младшим устанавливаем запреты сами, а в предподростковом и подростковом возрасте систему правил обсуждаем вместе с ребёнком, договариваемся. Например, малышам говорим: «Нельзя это делать» и объясняем причину. Детям до
10 лет подробно объясним, какие могут наступить последствия (разговор с незнакомыми, переход дорогу на красный свет, воровство, оскорбление). С подростком – беседуем.
С возрастом границы становятся сложнее. Потребуется уметь уважать мнение и опыт старших, но чаще идти своим путем… Однако правила не притесняют – это ещё и инструмент для гармоничных отношений в обществе.
Поощряйте хорошее поведение вниманием, словами или просто обнимите. Выстраивайте уважительные и доверительные отношения с ребенком и будьте с ним по одну сторону. Он обязательно это оценит.
Дети с правильным пониманием границ реже страдают зависимостями и легко сходятся с людьми. Разумные рамки дозволенного помогают сформировать навыки самоконтроля, внутренней дисциплины, которые помогут в будущем ребёнку стать успешным.
«Чтобы родителям была обеспечена детская любовь и доверие, им необходимо не бояться потерять детскую любовь и уметь говорить ребёнку «нет», разумно ограничивать и справедливо наказывать».
Борис Мединский, психолог
По материалам регионального Центра общественного здоровья и медпрофилактики подготовила Елена АНШУКОВА