Выставка московской художницы Екатерины Рожковой «Белая школа» стала одним из ярких событий фестиваля современного искусства «Циолковский фест».
Интересное совпадение: выставка в стенах дома Щепочкина в музее-усадьбе «Полотняный Завод» открылась 22 мая, вечером того дня, когда в калужских школах прозвенел последний звонок. Школа дала каждому из нас определенный жизненный опыт. У одних, как в песне, это были чудесные годы «с дружбою, с книгою, с песнею», а кто-то был рад, что они наконец-то закончились.
Дом с историей
Белый трехэтажный дом в стиле русского классицизма стоит на берегу реки Суходрев. Отсюда открываются живописные виды на реку и парк – кажется, всю жизнь можно просидеть у окна, наблюдая смену времен года. Портик с балконом, коринфские колонны, уходящие ввысь: чтобы увидеть капители, надо запрокинуть голову. Анфилада парадных комнат с украшенными росписью потолками, изразцовые печи. Волшебная игра света и теней на полу и стенах.
Построил дом в конце XVIII века Григорий Щепочкин, компаньон Афанасия Гончарова. Здесь жили несколько поколений семьи. В 1850 году в этом доме сыграли свадьбу правнучки основателя династии Александры Бистром и знаменитого хирурга Николая Пирогова. Последний владелец дома, купец-старообрядец Егоров, устроил в одной из комнат молельню, а на третьем этаже открыл школу. В советское время школа занимала уже всё здание вплоть до 2007 года. По цвету фасада ее так и называли – «белая школа».
В 2008-м дом Щепочкина решили отреставрировать, но долгие годы он пустовал и постепенно разрушался. Иногда сюда наведывались кинематографисты.
В прошлом году куратор фестиваля «Циолковский фест» Анна Сенатова показала этот дом художнику Екатерине Рожковой.
– Этот дом живой, он имеет душу. Интересно наблюдать, как он взаимодействует с людьми: одних он принимает, других – нет. Кто-то хочет возвращаться сюда снова и снова, а кто-то говорит: боже мой, здесь можно снимать хоррор, – говорит Анна Сенатова. – Екатерина Рожкова – прекрасный, удивительно тонкий мастер. И дом ее принял, взял в плен. Она внимательно изучала пространство, подмечая мельчайшие детали: фрагменты росписи, изразцы, печные заслонки. Художница влюбилась в дом, и у нее появилась мечта сделать здесь выставку.
Дети как хранители
Екатерина Рожкова работала над проектом вместе с фотографом Иваном Бойко. В пространстве дома она разместила большие, в полный рост, портреты детей – по одному, парами, в школьной форме, в обычной одежде, в маскарадных костюмах. Их много, они повсюду – в парадных комнатах, где когда-то были классы, в коридоре. В вестибюле у лестницы – детский хор. А вот девочка в платье в горошек сложила по-балетному руки и замерла у зеркала. Двое ребят: один в костюме ракеты, другой – кремлевской башни. У одних лица прорисованы отчетливо, у других почти неразличимы, у третьих скрыты масками. Фон картин – под цвет стен. Нужно лишь чуть-чуть воображения, чтобы представить, как нарисованные дети оживают, сходят с холстов и разбегаются по комнатам, лестницам и коридорам.
– Я не понимала сначала, что можно сделать, здесь уже все есть – это готовая декорация, – рассказывает художница. – Много лет в доме была школа, поэтому я решила нарисовать детей – мне показалось, что здесь это будет уместно. В этом здании не хранилась селитра, не гнила капуста – в нем была школа, где учились дети, и они сохранили этот старинный дом до наших дней.
Более 2000 лет назад в Китае создана многотысячная терракотовая армия для охраны императора в загробном мире. В какой-то момент у Екатерины Рожковой возникло ощущение, что и она, подобно древним китайским мастерам, создает множество хранителей этого удивительного пространства.
Школьный саундтрек
Выставка звучит в каждой комнате по-своему. Слышно, как ученик читает параграф по физике, как учительский голос иронично произносит: «Лес рук!» Детский голосок монотонно повторяет: «Хочу домой». Над «школьным саундтреком» работал Сергей Комаров.
– Я попросила свою дочь набросать несколько «школьных» фраз, и они абсолютно совпали с теми, которые звучали в мое время, – рассказывает Екатерина Рожкова. – Это смешно, но за годы ничего не изменилось. Все то же самое: «А куда сдавать тетради? – Мне на голову!», «Дневник забыл? А голову ты не забыл?» И здесь в каждой комнате есть тихое напоминание о том, как звучит школа.
Среди гостей вернисажа были выпускники «белой школы». Они ностальгировали среди родных стен, вспоминали, где были классы, а где – спортивный зал. Высшим пилотажем считалось попасть мячом в лепнину – теперь им за это неловко. Они помнят, как звучала школа в 60-е годы. Ученики на уроках сидели очень тихо. Учителя умели и заинтересовать учебным материалом, и поддерживать дисциплину. Школа наполнилась восторженными криками 12 апреля 1961 года, когда все услышали о полете в космос Юрия Гагарина.
Сегодня дом Щепочкина оживает. Восстановлены внешние фасады, в этом году завершится реставрация боковых входных групп. В следующем году планируют привести в порядок внутренние помещения. Если все пойдет по плану, в 2024 году, к 125-летию А. С. Пушкина, это здание откроется как музей.
Выставка «Белая школа» продлится до 15 сентября.
Екатерина ШЕВЕЛЕВА. Фото Антона ЗАБРОДСКОГО