На прошлой неделе выдающийся отечественный актер, лауреат Ленинской премии Василий Лановой в Калуге показал в концертном зале областной филармонии свою программу, в которую вошли произведения русской и советской классики, рассказал зрителям, чем ему близок «Бессмертный полк» и объяснил, почему Анна Каренина не должна ходить на рынок.
Концертная программа сразу же стала творческой встречей со зрителями, тепло встретившими 82-летнего подтянутого и энергичного артиста, который помимо чтения прозы и стихов рассказал о своей жизни, вспомнив, в частности, свое военное детство.
— Отец и мать у меня родом из села под Винницей. В 31-м году был жуткий голод на Украине, отец уехал в Москву, чтобы спасать семью, потом перебралась и мать. Каждый год они посылали меня летом к дедушке и бабушке, потом мама приезжала сама и затем мы вместе возвращались в Москву, — вспомнил Василий Семенович. — Так продолжалось до 20 июня 41-года, когда она в очередной раз отправила на Украину, поручив проводнику. 22 июня в пять часов утра мы сошли с поезда на одной из станций, и над нами летело больше сотни фашистских самолетов бомбить Одессу. Так для нас началась война. Мама не приехала за мной ни через год, ни через два. Мы ничего не знали о них, она — о нас. Она с первых дней войны на заводе разливала жидкость Молотова, которая была очень ядовитой, и через пять дней все люди, занятые на этом производстве, вышли из строя, их отправили в санаторий. Я хоронил маму инвалидом первой группы, отца – инвалидом второй группы.
Я отношу себя к детям войны. Мы вынесли из того времени самое главное — любовь к своей стране, культуре. Это была гигантская любовь, которая освещала все послевоенное поколение. Поэтому когда мне предложили заняться движением «Бессмертный полк» и стать его сопредседателем, я с удовольствием взялся, потому что таким образом мы отмечаем память о тех, кто отстоял нашу свободу во время Великой Отечественной войны. «Бессмертный полк» — это мой вклад в Победу.
В этом году исполнилось 60 лет работы Ланового в столичном театре имени Вахтангова.
— Можно сказать, что я пришел в театр с улицы, из самодеятельности. Мы с моим другом Володей Земляникиным (актер театра «Современник» — авт.) как-то шли по улице недалеко от клуба автозавода имени Сталина, теперь имени Лихачева. Мне было 13 лет, ему 14 лет, и увидели щит о спектакле про Тома Сойера. Мы зашли просто посмотреть, а вышли оттуда с определенной на всю жизнь профессией. И он, и я посвятили жизнь театру. Недавно Володя ушел из жизни. Все больше детей войны уходит и все меньше остается.
Уже 64 года Лановой снимается в кино, сыграв более 80 ролей.
— Это русская и советская классика – «Война и мир», «Анна Каренина», «Дни Турбиных», «Любовь Яровая», другие картины, снятые по настоящей драматургии и культуре сценария, — говорит Василий Лановой. – Именно поэтому советские фильмы сегодня воспринимаются как какая-то незабвенная ценность. Сейчас многие фильмы проигрывают им, потому что сценариев подобных тем мало, особенно среди сериалов.
Еще очень важен уровень актерский, часто он очень низок. Все эстрадники лезут на телевидение, рассказывают разные подробности о личной жизни. Как они не понимают, что этого нельзя делать. Актеры Малого театра говорили, что актер должен быть загадкой для зрителя. Обязательно. Он не должен показывать, как кусает хлеб, ходит в магазин или делает некоторые вещи в жизни. Если Анна Каренина несет две сетки картошки с базара, это неправильно, актер тогда погибает. Это старая истина, этика, если хотите. К сожалению, ей многие не следуют…
Николай АКИМОВ.
Фото автора.