Век нынешний и век минувший

Калужанин Андрей Купрюхин издал сборник стихов о событиях новейшей истории

В 1989 году автор окончил Московский историко-архивный институт, в начале 90-х занялся бизнесом в сфере антиквариата. Входит в правление Калужского клуба коллекционеров. Мы поговорили об исторических параллелях и редких антикварных находках, а также о том, что побудило коллекционера заняться литературным творчеством.

Спасти из-под бульдозера

В 70-е годы прошлого века Калуга стремительно меняла облик: деревянные дома сносили, на их месте строили новые, многоэтажные.

Андрей Купрюхин учился в 15-й средней школе. Неподалеку от нее находился овраг – настоящий зеленый оазис в центре города. На дне его в лужицах водились тритоны и другая интересная живность, а вокруг стояли старые дома, предназначенные под снос. На переменках ребята бегали посмотреть, что интересного поднял из груды хлама проехавший бульдозер. Нередко находили интересные, а иной раз и ценные вещи, например старинные монеты, иконы.

– Нумизматика пробудила интерес к истории: хотелось узнать, что происходило в период правления изображенного на монете государя, – рассказывает Андрей Александрович. – Книги по нумизматике, истории и другая литература «проглатывалась» мной в неимоверных количествах. Дома имелась обширная библиотека.

Истории с детективным характером

После школы была неудачная попытка поступить на истфак МГУ, год учебы в калужском филиале Бауманки по специальности «ЭВМ» и, наконец, Историко-архивный институт, факультет научной и технической информации. Получив диплом, Андрей Купрюхин  недолгое время проработал в отделе сбыта Калужского радиолампового завода. Пришли 90-е, а с ними – большие перемены в жизни страны и ее граждан.

– Началось «хождение по мукам», потому что трудоустроиться по специальности было практически невозможно. И я, вспомнив о своем детском увлечении предметами старины и историей, занялся антиквариатом. В нашем деле можно найти на грош пятаков и даже золотых, хотя и очень редко. Нужны знания, опыт и, конечно же, удача. Случались интересные находки, бывали и промахи.

Андрей Александрович увлекательно рассказывает о судьбе редких вещей, которые проходили через его руки. Однажды ему удалось найти уникальный предмет: огромный, три на четыре метра, французский гобелен эпохи Людовика XIV с сюжетным рисунком. Видимо, это был трофей из Европы, привезенный в наш город после Великой Отечественной войны. Сейчас он хранится в фондах Пушкинского музея в Москве.

В другой раз к антиквару совершенно случайно попал ранее неизвестный автограф Циолковского.

– На чердаке старого дома нашлась пачка документов, имевших отношение к послужному списку некоего горожанина. Я стал ее разбирать и увидел среди прочего документ об окончании Боровского уездного училища в 1891 году. Меня осенило: это же последний год пребывания Циолковского в Боровске, в феврале 1892 ученый уже живет и работает в Калуге. Пробежав глазами список предметов и преподавателей, я действительно увидел его имя и подпись. Документ приобрел музей космонавтики.

Иногда истории носят прямо-таки детективный характер. Так получилось со скульптурной композицией, созданной в мастерских Строгановского училища. Изображение двух райских птиц – Гамаюна и Алконоста – было выполнено из керамики и расписано цветными глазурями. Скульптура пропала из поля зрения искусствоведов еще в довоенное время и считалась утраченной. Благодаря счастливому стечению обстоятельств в 1989 году ее обнаружили наши коллекционеры. Она нашлась  в  калужской глубинке, на веранде деревенского дома. «В войну муж привез из Москвы», – вот и все, что могла рассказать о ней хозяйка. Эксперты Третьяковской галереи подтвердили художественную ценность предмета. В 2004 году он ушел с аукциона в частную коллекцию.

– Эта и другие истории из жизни нашего профессионального сообщества вошли в мою первую книгу «Витька Джюс и остальные», которую я написал в 2012 году. Трансформация всего полученного литературного багажа привела к тому, что как будто ниоткуда, всего за месяц родилась эта книга. Со временем я написал и продолжение, но переиздавать не стал. Решил, что эта история интересная, но локальная, «местечковая».

«До и после»

Со второй книгой все получилось иначе. В нее вошло около 70 стихотворений, написанных начиная с 2014 года. Это живая и непосредственная реакция автора на события, происходящие в политической жизни страны, отражение его гражданской позиции. Самое значимое, по его мнению, произведение перекликается с «Бородинской годовщиной» Пушкина.

– С этим стихотворением классика я раньше знаком не был, – рассказывает Андрей Купрюхин. –  В 2015 году мой сын, тогда еще школьник, участвовал в конкурсе чтецов и получил приз – томик Пушкина. Я взял его полистать и увидел «Бородинскую годовщину», написанную в

1831 году. Речь в стихотворении идет о случившемся в тот год польском восстании – антирусском, в значительной степени подогретом британцами. Штурм Варшавы совпал по дате с Бородинским сражением, отсюда и название. В ответ у меня родилось стихотворение «Неблагодарная Европа». Я вижу явную историческую параллель между событиями 1831 года и нашим временем.

На протяжении семи лет стихи писались «в стол». Ощущение скорой и неминуемой грозы давало пищу для размышлений. Ранним утром

24 февраля 2022 года Андрею Александровичу позвонил отец: «Слышал? Началось!» Через несколько дней родились строки: «Оно пришло: возмездьем, карой, прологом к новым временам…» Автору захотелось  достать все, что было написано с 2014 года, перечитать, переосмыслить и «отшлифовать».  Итогом стала книга «До и после», изданная в издательстве «Фридгельм» тиражом в 150 экземпляров.

– Как происходит процесс творчества? Бывает, что строки приходят как будто ниоткуда, а иногда это отзвук какого-то медийного события. То, что произошло в Киево-Печерской лавре весной прошлого года, вызвало у меня душевную боль и возмущение, которое вылилось в стихах. Я очень люблю Никиту Сергеевича Михалкова и его передачу «Бесогон». Несколько стихотворений написаны по мотивам ее выпусков.

Андрей Купрюхин уверен, что сегодняшние проблемы берут начало в нашем недавнем и далеком прошлом, поэтому важно знать и помнить историю, сопоставлять события.

– В Киеве я побывал в январе 1991 года, еще до развала Советского Союза, – рассказывает он. – На Софийской площади шла бойкая торговля книгами и сувенирами. Среди них я увидел значки с символикой украинской националистической организации. «Это что такое?!» – возмущенно спросил я у молодой продавщицы. «Они же за Украину сражались!» – стала оправдываться она. Уже тогда нацистские идеи заходили в сознание этих людей, а может быть, и не покидали его со времен Великой Отечественной.

Автор надеется выпустить второе, дополненное издание книги и передать некоторое количество экземпляров в Донбасс.

– Мне важно донести жителям новых российских территорий русское слово, искреннее, без малейшей фальши слово современника и очевидца событий. Думаю, потребность в этом есть.

 

Софья Серебрякова

Фото Антона Забродского