VIII фестиваль «Старейшие театры России в Калуге», посвященный 650-летию нашего города, завершился

VIII фестиваль «Старейшие театры России в Калуге», посвященный 650-летию нашего города, завершился

Есть ли Чехов в «Чайке»?

Итоги фестиваля прокомментировала член жюри фестиваля, театральный обозреватель «Независимой газеты» Елизавета Авдошина.

Театру хочется быть современным и говорить с каждым поколением на своем языке, но при этом без классики, без ее осмысления обойтись невозможно, — считает она. — Столичные театры много экспериментируют. Но в отличие от региональных театров, довольно сложно найти спектакль по классическому произведению, поставленный в хорошем смысле традиционно. Есть ли Чехов в этой постановке «Чайки»? Есть ли Гончаров в этой постановке «Обломова»? На эти вопросы критики ищут ответ, обсуждая спектакли. «Гроза» Кировского театра и «Чайка» театра из Воронежа – это попытки раскрыть классический текст с помощью современных интерпретаций, вплоть до буквальных. Например, жители города Калинова выходят на сцену и исполняют народные частушки в ритме рэпа. Нина Заречная после трех лет скитаний становится наркоманкой. Что касается современных пьес, их в столице обычно ставят в формате документального театра, а здесь, на калужском фестивале, мы увидели интересный сплав современного текста и традиционных художественных средств. Так поставлена ярославская «Земля Эльзы» и «Обломов» в инсценировке Михаила Угарова в Ульяновском театре.

Самый лучший, по словам директора Калужского драмтеатра Александра Кривовичева, «академический» калужский зритель не подвел: зал был полон, на некоторые постановки билеты были проданы еще до открытия фестиваля. В театре в эти дни было много молодежи – программа «Пушкинская карта» работает, и это прекрасно. Публика непосредственно и живо реагировала на происходящее на сцене. В антрактах зрители обсуждали то, что им понравилось, и пытались разобраться, почему какие-то моменты не вполне удались, причем эти оценки во многом совпадали с мнением профессионального жюри.

Иван Грозный vs Илья Обломов

Диплом за лучшую режиссуру присужден спектаклю Брянского областного театра драмы «Кириллин день» в постановке Анатолия Слюсаренко. Диплом лауреата за лучшую мужскую роль получил заслуженный артист России Александр Кулькин, исполнивший роль царя Ивана Васильевича.

В числе номинантов были также «Чайка» Воронежского театра и «Анна Каренина» Владимирского академического театра драмы. Спектакль «Кириллин день» уникален тем, что режиссер взял невероятно сложный исторический материал, пьесу, которую уже практически нигде не ставят. Брянский театр носит имя Алексей Толстого. Поэтому произведение писателя было взято для уникальной постановки. «Кириллин день» поразил своей органичностью, художественной цельностью и завершенностью. Задуманное режиссером до мельчайших нюансов воплотил актерский ансамбль. В свою очередь, режиссура в полной мере раскрыла возможности актеров и заложенные в пьесе образы. Эта взаимосвязь в спектакле Брянского театра наиболее полноценна. На лучшую мужскую роль у нас было два номинанта: Александр Кулькин – Иван Грозный и Александр Курзин, исполнивший роль Ильи Обломова в спектакле Ульяновского драматического театра. Роль царя очень сложна, и Александр Кулькин смог сыграть ее человечно, у него получилось донести до зрителей масштаб драмы своего героя, и в то же время его иронию и рефлексию.

Пошатнувшийся трон

Диплом за лучшую женскую роль жюри присудило сразу двум актрисам: Людмиле Ильиной, сыгравшей императрицу Екатерину в «Царской охоте» Донского театра драмы и комедии им. В. Ф. Комиссаржевской, и Виктории Шатохиной, исполнившей роль Елизаветы – княжны Таракановой в этом же спектакле. Театр из Новочеркасска получил также диплом за пространственное решение спектакля. В этой номинации жюри объединило сценографию, костюмы и работу художника по свету.

У Людмилы Ильиной и Виктории Шатохиной практически равноценные по масштабу роли, они обе ведут спектакль. Поэтому невозможно было отметить одну и не отметить другую, — уверена Елизавета Авдошина. — «Царская охота» стала лауреатом в номинации «Пространственное решение», поскольку авторам удалось найти универсальную метафору, которая раскрыла идею спектакля о судьбе империи: огромные канделябры и шатающийся трон императрицы Екатерины, на котором она предстает в своих монологах. Еще один нюанс — сено на сцене, как некий фольклорный акцент, отсылает к локальной культуре донского казачества. Получилось наполненное смыслами многосоставное пространство, которое небольшому театру удалось создать емкими средствами. На фестивале были спектакли, в которых было заметно что-то одно. Например, неожиданная сценография Владимира Петрова в «Чайке» Воронежского театра, значительная работа художника по свету Владимира Скорнецкого в «Анне Карениной» Владимирского театра. Но жюри хотелось выделить именно пространственное решение в целом.

Спектаклю «Анна Каренина» Владимирского академического областного драматического театра жюри присудило диплом лауреата в номинации «Лучший актерский ансамбль», отметив и лучшие актерские дуэты: заслуженный артист Эстонии Владимир Лаптев и заслуженная артистка России Татьяна Евдокимова (князь и княгиня Щербацкие); Денис Чистяков и Елена Серегина (Константин Левин и Кити Щербацкая). Исполнительница главной роли Ариадна Брунер была в числе номинантов на лучшую женскую роль.

Завершился фестиваль премьерой Калужского областного драматического театра. Спектакль «Горе от ума» по пьесе Александра Грибоедова в постановке Роберта Манукяна получил специальный диплом жюри «За верность лучшим традициям русской актёрской школы».


Екатерина ШЕВЕЛЕВА

Фото Виктора Кропоткина и лаборатории студентов Московского университета культуры (мастерская Михаила Каламкарова)