Винил навсегда

В коллекции Евгения Лендао-Печального десять тысяч пластинок

На протяжении целого столетия грампластинки были самым популярным носителем музыкальных записей. Казалось, «цифра» навсегда оставит их в прошлом, но винил снова в моде, в том числе у молодежи.

Сначала были сказки

Евгений родом с Дальнего Востока, в Калугу переехал с семьей три года назад. Работает мастером в компании «Россети», а свободное время посвящает музыке.

– Люблю винил с раннего детства, – рассказывает Евгений. – Сначала бабушка покупала мне пластинки со сказками и детскими песенками, потом пополнял коллекцию самостоятельно. С приходом «цифры» многие стали избавляться от пластинок, знакомые отдавали их мне. В нулевые годы, когда винил мало кого интересовал, редкие пластинки можно было купить очень дешево. Так у меня появилось, к примеру, оригинальное английское издание рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» Эндрю Ллойда Уэббера – двойной альбом с буклетом, выпущенный в 1970 году. Были и пластинки конца XIX – начала ХХ века, но я их практически не слушал и подарил другу.

Пластинки в квартире меломана занимают большой, во всю стену, стеллаж: советская эстрада 80-х, Англия и Америка, Восточная Европа, Япония, советский и зарубежный джаз. Проще сказать, чего здесь нет – рэпа и «попсы». Музыкальные сокровища не лежат мертвым грузом, хозяин их постоянно слушает, меняется с единомышленниками, покупает что-то новое.

– Сегодня пластинки в России производят как минимум два завода – в Москве и Новосибирске, так что к услугам любителей винила не только вторичный рынок. В Калуге есть два магазина, где продают новые пластинки, и несколько мест, где можно купить секонд-хенд. И, конечно, в интернете есть все что угодно. Главное, знать, чего хочешь, и располагать необходимой для покупки суммой. Раньше я многое заказывал из-за рубежа, сейчас это сложнее и дороже.

Коллекционер показывает самодельные пластинки на рентгеновских снимках: рок-н-ролл, романсы в исполнении Александра Вертинского, Вадима Козина. На просвет видны кости.

– Качество звука очень плохое, храню их просто как артефакты. Пиратские пластинки в советское время записывали нелегально, за них можно было попасть в милицию.

Наши не хуже

Цена редкой пластинки в хорошем состоянии может доходить до ста тысяч рублей – как правило, это альбомы, которые никогда не переиздавались. За оригинальные альбомы The Beatles продавцы просят восемь-десять тысяч, переиздания гораздо дешевле – от трех до пяти тысяч.

– Многие ругают качество отечественных пластинок, но я готов с ними поспорить. Например, советское издание альбома Сандры звучит лучше, чем оригинальный немецкий диск, поэтому именно нашу версию я оставил в коллекции. А вот альбом The Beatles – A Hard Day’s Night – в фирме «Мелодия» вышел на одну песню короче оригинала, так что в коллекции остался оригинал.

Есть у Евгения и совершенно уникальные экземпляры – например, пластинки из фонотеки радиостанции американского города Нэшвилл, родины музыки кантри. Эти пластинки выпускали специально для радиотрансляции, на них были записаны не только музыкальные подборки, но и передачи с участием знаменитостей.

– Люблю открывать для себя малоизвестных исполнителей, у них иногда встречаются настоящие шедевры. Например, американская певица Дженни Смит записала первый альбом в 1957 году, когда ей было 17 лет, а всего их вышло четыре. Она была популярна в Америке, выступала с концертами, а потом устала от шоу-бизнеса, проработала 30 лет секретарем в страховой фирме и вышла на пенсию. Ее альбомы только недавно начали переиздавать, и то в Японии, на компакт-дисках.

Беречь от солнца и пыли

Пожалуй, единственный недостаток виниловых пластинок – хрупкость: их легко повредить, поцарапать, и тогда качественного звука не будет даже на лучшей аппаратуре. Но если пластинки правильно хранить и бережно с ними обращаться, они очень долговечны.

– Пластинки лучше хранить в вертикальном положении, – советует Евгений. – Главный их враг – солнце, от высокой температуры они деформируется. Важно беречь пластинки от пыли, которая тоже может быть причиной треска при воспроизведении. Все приобретенные пластинки, даже новые, обязательно отношу в магазин на ультразвуковую мойку или промываю дедовским способом – мыльным раствором при помощи мягкой губки. Чтобы закрывать бумажный пятачок, есть специальное устройство.

Музыка и дружба

Евгений не только коллекционер, но и музыкант. В школьные годы самостоятельно освоил акустическую и электрогитару, бас-гитару, вместе с друзьями создал группу – пробовали играть все направления рок-музыки.

Любовь к музыке и интерес к винилу помогли найти друзей на новом месте.

– Вместе с калужским другом Павлом Карпутиным создали дуэт, играем легкий рок и джаз. Сами сочиняем мелодии и тексты, поем, записываем. Исполняем только свое – за плечами у каждого немалый жизненный опыт, есть что сказать. Нас заметили, несколько наших композиций прозвучали на радио «Ника-ФМ». В планах – набрать музыкантов, сделать группу и давать концерты.

Почему винил возвращается?

Важную роль играет качественная аппаратура. Евгений экспериментировал с разными японскими моделями проигрывателей, усилителей и колонок и выбрал идеальное для своего слуха сочетание. Для старых пластинок на 78 оборотах предназначен отдельный аппарат – радиола VEF radio, юбилейная серия, выпущенная в Риге в 1967 году.

– Даже дореволюционные граммофонные пластинки на ней можно прослушать, стандарт не изменился. Новые, на 45 и 33 оборотах, тоже подходят, но я их слушаю на японской технике. У радиол тяжелые тонармы, они сильно запиливают виниловые диски.

Евгений утверждает, что разницу между цифровой записью и грампластинкой уловит даже нетренированное ухо.

– Это как родниковая и дистиллированная вода. «Цифра» чересчур стерильна, а винил дает более естественное, близкое к живому звучание. Изредка я слушаю музыку и в цифровом формате, но подключаю телефон через радиолу, чтобы звук был более-менее натуральным. Возможно, в возвращении винила сыграли роль и тактильные ощущения: вы не просто запускаете файл, а берете в руки конверт, рассматриваете картинку, ставите пластинку на проигрыватель – прослушивание музыки превращается в своего рода ритуал.

Екатерина ШЕВЕЛЕВА

Фото Антона Забродского