Начальник управления по работе с населением на территориях Инга Грибанская в 80-е годы работала старшей пионерской вожатой в средней школе № 12, была пионерским комиссаром в лагерях актива. Инга Анатольевна рассказывает о том, какую роль играла пионерская работа в воспитании детей и молодежи.
– В 1983 году я стала старшей пионерской вожатой средней школы № 12. И школа, и пионерская дружина носили имя Юрия Алексеевича Гагарина. Вожатых в школе было две: моя коллега работала с учениками младших классов, октябрятами. Ребята относились к нам с большим уважением, обращались только по имени и отчеству – вожатые были для них старшими товарищами.
Я считаю, что свои задачи по воспитанию настоящих граждан, патриотов малой родины и своей страны пионерская организация успешно выполняла. Наш пионерский актив был дружный и сплоченный. Мы проводили множество смотров, конкурсов, других мероприятий. Ребята брали шефство над младшими, помогали старшим, участвовали в субботниках, в работе зеленых патрулей. В школе была замечательная пионерская комната. Ребята собирались там, чтобы придумать и организовать какое-то интересное пионерское дело. В пионерской комнате хранились символы пионерской организации: у каждого из 27 отрядов были флаг, горн и барабан. Приобретали мы их на средства, вырученные от сдачи макулатуры и металлолома. Атрибуты не лежали без дела: у нас работала школа барабанщиков и флагоносцев, были и хорошие горнисты.
«Рядом с вами живёт ветеран»
– В 80-е годы рядом с нами жили многие участники Великой Отечественной войны. Они приходили в школы, встречались с ребятами, рассказывали о событиях военных лет. Чтобы поздравить всех ветеранов микрорайона с Днем Победы, мы со школьниками нарисовали звезды, написали на них поздравления и прикрепили на подъезды домов, где жили участники войны. Так мы напомнили соседям, что рядом с ними живут ветераны – те, кто завоевал для всех нас свободу и мирную жизнь. Пионеры, которые участвовали в этой акции, провели поисковую работу, познакомились с ветеранами, которые живут в их подъездах и домах. И каждый из них в День Победы услышал еще больше поздравлений и добрых слов. Для нас было важно уйти от формальности, привлечь внимание общественности, и это удалось.
Так же мы поздравляли и учителей с их профессиональным праздником. Сделали из бумаги кленовые листья и написали на них: «В вашем подъезде живет учитель, поздравьте его сегодня!» Педагоги, которые по 30–40 лет проработали в школе, были тронуты до слез.
Все на маёвку!
– Вместе с ребятами мы с удовольствием ходили на первомайские демонстрации. Городской штаб предложил углубиться в историю этого праздника. Мероприятие, которое мы придумали и провели, сегодня назвали бы квестом, а тогда это была просто маевка. На рассвете, в пять часов утра, мы собрались на площади Победы. Общественный транспорт в это время еще не ходил, поэтому наши ребята с «Лампочки» шли пешком. В празднике участвовали пионеры всех школ Калуги. Каждый отряд получил свой маршрут. Мы шли от одного пункта к другому, и в каждом из них выполняли задание. Почему рабочие, активисты революционного движения собирались за городом? Потому что в городе их могли выследить и арестовать. И нашим пионерам, проходя маршрут, приходилось прятаться и убегать от «шпиков». Наконец, все собрались возле памятника в честь 600-летия Калуги. Мы с ребятами переправились на правый берег Оки, где разожгли большой пионерский костер, пели песни, пекли картошку. Все получили невероятный эмоциональный заряд. Уверена, этот день навсегда запомнился многим участникам праздника.
Городской штаб
– В городском Доме пионеров методистом по пионерской работе была Наталья Викторовна Шалаева. Она создала городской пионерский штаб, который организовывал городские мероприятия. В штаб мы отправляли самых активных и инициативных ребят. Они были нашими связными, привносили из штабной жизни в школьную пионерскую работу что-то новое, свежее, интересное.
Каждое лето городской штаб проводил лагеря актива. Старшие вожатые на этот период становились пионерскими комиссарами, а ребята из штаба были их помощниками в отрядах. Жизнь в лагере, конечно, полностью отличалась от жизни в школе. Это было такое детство, о котором мог мечтать каждый. Наталья Викторовна была вожатой в «Артеке». Там проводились мероприятия, впечатляющие своим масштабом, например игра «Зарница» с участием настоящей военной техники. Она адаптировала артековские находки к нашим условиям, и это было невероятно интересно, зажигательно и познавательно. Мы, комиссары, многому учились в лагере и потом применяли этот опыт в школах.
Записала Екатерина Шевелева