Для чуда надо немного, или Как создать сказку
На работы калужской мастерицы Юлии Козыренковой я наткнулась в интернете. Поняла, что хотелось бы рассказать об этом творческом человеке и прекрасных игрушках, которые она делает, и была очень рада, получив её согласие. В редакцию Юлия пришла с корзинкой рукотворных чудес – удивительных ватных фигурок, бархатных шариков и игрушек из эпоксидной смолы.
Работа по наитию
Юлия делает игрушки в разных техниках, но ватные – её любимые. Рассказывает, что увлеклась ими семь лет назад, будучи в декретном отпуске (между прочим, наша героиня – многодетная мама, у нее трое сыновей). По образованию она экономист и работала в банке.
– На одной из калужских ярмарок я увидела игрушки одной нашей мастерицы. А так как я всю жизнь, сколько себя помню, занималась чем-то творческим – лепила, рисовала – захотелось делать самой. Я посмотрела ролик, чтобы понять, как все это делается, и начала по наитию пробовать, – делится Юлия.
Первые игрушки, по её словам, получились корявенькие, Юлия самокритично называет их «страшненькие». Она принесла их с собой – Дед, Баба и курочка Ряба.
– Ребенок очень любил эту сказку, она одна из первых, которую он начал сам рассказывать, – говорит Юлия, показывая мне сказочных персонажей. Дед держит в руках корзинку с курочкой, а Баба – мышку и золотое яичко. Мне они показались очень милыми.
«Они рождаются сами»
Технология изготовления ватных игрушек несложная, мастера использовали ее еще в советское время. На проволочный каркас наматывают сухую вату, конструкцию фиксируют ниткой, потом всё это закрепляют клейстером из картофельного крахмала. Сначала изготавливается основа, затем всякие детали, складочки, рюшечки – на что фантазии хватит. Лицо и руки делают из самоотвердевающей глины.
Стало интересно: может, нужна какая-то особенная вата? Юлия говорит, что нет, самая обычная медицинская. Правда, некоторые мастера используют льняную – она пористая, хорошо смотрится в воротничках, опушках.
– Обычная вата, обычные краски, обычный клейстер. На помощь также приходят акриловые краски, блёстки, глиттеры. Раньше обычными красками расписывали, сейчас все более детализировано и ярко, – рассказывает Юлия.
На изготовление такой игрушки требуется минимум неделя, чтобы прошли все этапы просушки. Вещь получается уникальная. А вот повторы игрушек, точные копии мастерица делать не любит.
– Во-первых, это неинтересно, а во-вторых, сделать точную копию в любом ручном труде невозможно. Всё равно у игрушки будет другая эмоция, другой характер.
У Юлии нет художественного образования, но есть большая тяга к творчеству.
– Я нигде этому не училась. Может, это способность, талант. Все говорят: «я так не нарисую», «я так не сделаю». А для меня это просто. К этому душа лежит.
И к творческому процессу у неё свой подход.
– Некоторые мастера сначала расписывают личико, а потом уже делают образ. У меня все наоборот. Я лицо расписываю в последний момент. Игрушки сами рождаются. Держишь их в руках – они живые. В процессе творчества сами себе выбирают и образ, и позу. Вот крутишь её, вертишь, а она – «хочу вот так стоять».
Полёт фантазии
Идеи для творчества Юлия находит в сказках, мультфильмах. Занималась мастер и изготовлением портретных игрушек по фотографии. Они отличаются тем, что при создании лиц в них не используются молды*, личико нужно лепить вручную. Такие игрушки людям очень нравятся, Юлии действительно удается ловить сходство.
Вообще, ватные игрушки – это безграничное поле для деятельности и полета фантазии. Вместе со своей создательницей к нам в редакцию приехали трое волхвов, пришедших с дарами к младенцу Христу, Дед Мороз и Снегурочка, нарядные детки в карнавальных костюмах, малыш в костюме кролика, Маленький принц и даже Пушкин с Натали. Это одна из последних работ Юлии, на которую её вдохновил ежегодный праздник в Полотняном Заводе. Но самой любимой темой мастерица всё-таки считает новогоднюю.
Увидев такую красоту, признаться, я почувствовала себя ребенком. Хочется всё потрогать, разглядеть. Хотя брать в руки эти прекрасные игрушки поначалу было страшно: они казались хрупкими, не дай Бог уронишь. Но Юлия успокоила: ватные человечки получаются крепкими, если даже упадут, ничего не случится. А вот мокнуть им категорически нельзя.
Конкурс как вызов
Поскольку в семье нашей героини трое детей и младшему только два года, времени на создание игрушек из ваты у нее немного. Процесс долгий, надо сесть и безотрывно работать. Творчество урывками удовольствия не приносит. Поэтому ватные игрушки она сейчас делает в основном на конкурс.
– Всегда стараюсь участвовать. Это вызов самому себе. Когда сидишь дома, тихо-спокойно, никто тебя не трогает, это одно. А когда есть определенный срок, какие-то требования – это всегда интересно для творческого роста, – делится Юлия.
Самые крупные конкурсы, с международным участием, проводит московский центр «Семейные традиции». При нем работают единственные в России мануфактура ватной игрушки и тематический музей. Один из таких конкурсов – «Кукольная этнография. Сказки народов мира».
– Люди присылали шикарные работы – герои сказок, былин. У меня были богатырь на коне и царевна в золотой ладье. Она, кстати, заняла первое место в своей номинации.
Всего было пять или шесть конкурсов, которые проводил центр, и в двух из них я победила в своей номинации. Из моих конкурсных работ три хранятся в музее ватной игрушке в Москве, а две работы были подарены мною музею Банка России.
Бархат и смола
Нехватка свободного времени и неугомонный дух творчества соединились в поиске такой техники, которая позволила бы быстро создавать красивые игрушки. Юлия также вяжет снежинки, делает бархатные шарики и красивые елочные игрушки из эпоксидной смолы.
Бархатные шарики, колокольчики, сердечки появились благодаря найденным в Сети образцам. Делаются они просто и быстро – из пенопластовой основы, обрезков бархата, кусочков лент, тесьмы и кружев за час можно сотворить целый набор замечательных елочных украшений.
Для игрушек из эпоксидной смолы необходимы специальные молды, сама смола, пигменты и блестки. А дальше – только ваша фантазия. И они каждый раз разные. Никогда нельзя сказать, какой результат получится.
– Я, например, четыре раза делала фигурку оленя, но каждый раз они разные – от густоты смолы зависит, и краски по-разному растекаются. Под микроскопом можно рассматривать все переливы цветов, – с увлечением рассказывает Юлия.
Дело для души
– Сегодня все очень доступно, можно научиться чему угодно, не выходя из дома, – говорит Юлия. – Главное, чтобы было какое-то дело для души, которое будет радовать и наполнять. Когда ты этим делишься и вдохновляешь других людей – это вдвойне прекрасно.
Она поделилась со мной своей мечтой: очень хочет работать художником-бутафором, оформителем в строящемся Театре юного зрителя, который любит всей душой.
Дарья ЛЕОНТЬЕВА
Фото автора и из архива Юлии Козыренковой
* Молд – готовая полая форма, которую используют для изготовления различных объемных объектов, например кукольных лиц или фигурок из эпоксидной смолы