Вопреки земному притяжению

В Инновационном культурном центре открылась персональная выставка Андрея Волкова «Лирическая металлографика»

Его стиль узнаваем и неповторим, работы покоряют с первого взгляда глубиной замысла и добрым юмором. Трудно поверить, не увидев собственными глазами, что металлом можно «нарисовать» облака, дождь, морские волны, отражения деревьев в воде и летящих в небе птиц.

Из железа и воздуха

Материал, с которым работает Андрей Волков, – обычное листовое железо, но скульптуры кажутся невесомыми, их детали словно парят в воздухе вопреки законам физики. При помощи сварки скульптор создает в трехмерном пространстве графическое произведение. Иногда работа рождается быстро, за неделю. Бывают и муки творчества, когда восторг сменяется разочарованием.  За видимой легкостью всегда стоит большой труд, но самое сложное – замысел.

– Сначала приходит в голову какая-то идея, – рассказывает Андрей Николаевич. – Вдохновить может что угодно – книга, встреча, чья-то история или кинофильм. Делаю одному мне понятные наброски карандашом или фломастером, потом пластилиновый макет, и, наконец, замысел воплощается в металле. Именно этот материал и эта техника открывают большие возможности в скульптуре. Такое не сделаешь ни в дереве, ни в камне.

Каждая работа – словно рассказ, стихотворение или притча. Обыденное и возвышенное рядом: на крыше играет скрипач, а внизу женщина с ведром и коза. Полоса неровного асфальта, одинокий фонарь с табличкой на автобусной остановке, рядом столь же одинокий человек. Каким-то непостижимым образом скульптору удается создать ощущение холодного осеннего вечера. На первом плане собаки – они присутствуют почти в каждой работе и особенно восхищают детей.

Космос – одна из любимых тем Андрея Волкова. Циолковский через слуховую трубу внимает неведомой космической музыке. Лошадь пьет из лужицы, где не просто круги по воде, а спираль – галактика. Совершенно серьезно Андрей Николаевич рассказывает о том, как в его деревню Дракино прилетали инопланетяне – году примерно в 1985-м. Встречу с ними художник запечатлел в своих работах. Больше пришельцы не посещали Дракино, но, может быть, они и не улетали?

Путь к себе

В 1970 году Андрей Волков окончил отделение художественной обработки металла в Строгановском училище, получил специальность художника-монументалиста.  Занимался архитектурными объектами, делал композиции для фасадов, светильники, фонтаны в разных городах Советского Союза. Первые работы скульптор создал в Протвино, куда попал по распределению: группа художников разных специальностей занималась оформлением Института физики высоких энергий.

К своему уникальному стилю Волков пришел не сразу.

– Когда я начинал, в моде была чеканка. Не умея еще работать с железом, пытался из медного листа сделать что-то интересное. Одна из первых моих работ  – «Экипаж «Антилопы Гну». Сделал машинку и посадил туда Остапа Бендера и Шуру Балаганова, Паниковского и Козлевича. И плакат повесил – «Ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству!» Так и пошло.

А в самом начале, еще в детстве, были пластилиновые композиции – сцены из школьной жизни.

– У Федора Решетникова есть известная картина «Опять двойка». Мне она очень нравилась, и я пытался сделать что-то свое. Например, «Третий раз – в третий класс»: за партой рядом с обычным учеником сидит дылда-третьегодник.  Благодаря отцу остались фото некоторых работ – приезжайте в Дракино, покажу. Мама хотела, чтобы я был военным, папа – инженером. Когда я сказал, что хочу поступать в художественное училище, отец пошел в художественный комбинат – узнать, как работают художники, хватает ли им на жизнь. Они сказали: «С голоду не умрет!» И тогда родители согласились с моим выбором.

По страницам книг

Андрей Волков – философ, интеллектуал, знаток кинематографа и литературы. Среди героев его работ – писатели и литературные персонажи. Булгаковского Шарикова художник изобразил в виде оборотня, смешав человеческие и звериные черты, – получилось жутковато. Идущему по бульвару Пушкину перебегает дорогу заяц. По легенде, зверек однажды спас жизнь суеверному поэту, заставив его повернуть назад, не ехать в Петербург к декабристам.  Лев Толстой, подобно Дон Кихоту, восседает на коне, назидательно подняв палец, – его образ и комичен, и трагичен одновременно. Чехов в пенсне внимательно рассматривает миниатюрную даму с собачкой у себя на ладони, рядом – «человек в футляре» и «душечка».

– Перечитываю Чехова – раньше восхищался им, сейчас тяжело. Это сложный автор, люди у него болеют, страдают, умирают… То, чем я занимаюсь, вообще противоречит общепринятому пониманию скульптуры с ее лаконичностью, отсутствием  лишних деталей и всякой литературщины. А у меня все наоборот – сплошные детали и литературщина.

– Не литературщина – литература и поэзия, – возражают художнику поклонники его творчества. – И совершенно невероятная фантазия!

Выставка продлится до 9 сентября.

Екатерина ШЕВЕЛЕВА

Фото автора