Воспитание театром

Воспитание театром

Театральное искусство может помочь подростку пройти сложный период взросления и найти свое место в жизни

Об этом шла речь на первом Всероссийском фестивале практиков социальных театров «Мастер Форум», который недавно прошел в Калуге.

ЗАДАЧИ И СВЕРХЗАДАЧИ

Больше 1000 человек из 79 регионов России участвовали в работе форума очно и онлайн. Среди них режиссеры, педагоги, артисты, руководители театральных студий, школьных, семейных, инклюзивных театров.

– Театр – это общение в игровой форме, которое как нельзя лучше подходит для воспитания, образования, сотрудничества и взаимодействия с молодым поколением, – считает руководитель МХТ имени Чехова, актер театра и кино Константин Хабенский.

Артист уверен, что важно предложить детям сверхзадачу и как можно раньше познакомить их с благотворительной деятельностью. В 2014 году на одном из фестивалей «Оперения» родился проект «Поколение Маугли» по мотивам «Книги джунглей» Киплинга. Он стал первым благотворительным спектаклем, сборы от которого студийцы передавали в фонд помощи своим ровесникам, страдающим онкологическими заболеваниями головного и спинного мозга.

– Ребята увидели, что благотворительность – это не только какие-то финансовые перечисления, но и личное участие. То, что они своим творчеством могут спасти чьи-то жизни, оказалось невероятно мощным стимулом. Студийцы знали, для кого они выходят на сцену. Через полгода-год я привел за кулисы тех самых детей, подопечных нашего фонда, кого этот спектакль спас. Эмоции были непередаваемые. Круг замкнулся. И очень важно, что взрослые не обманули.

Хабенский высказал свое мнение и о школьных театрах, предупредив, что оно может показаться «крамольным». Тем не менее публика в зале поддержала его аплодисментами.

– Школьные театры и театральные кружки могут нанести детям травму в том случае, если они становятся исполнителями, а не сочинителями, – сказал артист. – Если же предложить молодому человеку сочинять вместе и он увидит, что вы относитесь к этому серьезно, то рано или поздно он подключится и начнет задавать свои важные вопросы. Любой театр живет до тех пор, пока задает вопросы.

КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЁ

Участники «Мастер Форума» сошлись во мнении, что нельзя заниматься школьным театром ради отчета, «с холодным носом». Этим надо жить, гореть. Социальный театр – это наставничество: педагог может стать для подростка тем самым значимым взрослым, которому он поверит, на которого захочет ориентироваться. Подготовкой специалистов в этой сфере занимаются ведущие театральные вузы страны – Театральный институт имени Бориса Щукина и ГИТИС. Магистратура по направлению «Театральная педагогика и режиссура образовательной среды» есть в МГПУ.

– Когда несколько лет назад мы открывали магистратуру по социальному театру, для нас было важно соединение театральных и педагогических методик, равновесие между этими направлениями подготовки. Наши выпускники оказались очень востребованными, – говорит ректор ГИТИСа Григорий Заславский.

 

– Художественный руководитель школьного театра – это сложнейшая профессия, – считает режиссер, преподаватель Щукинского института Валентин Стасюк. – Это не только психолог и менеджер, но и человек с навыками театральной педагогики.

Константин Хабенский рассказал, что минимум три года он потратил на то, чтобы погрузиться в жизнь каждой из своих студий. В результате ему удалось собрать команду из 112 педагогов, которым он без сомнений и опасений мог доверить работу с детьми. Это сложный, кропотливый процесс. Стоит ли гнаться за количеством в ущерб качеству? Вопрос риторический.

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Во время фестиваля прошли дискуссии, мастер-классы, блицпоказы спектаклей. «Мастер Форум» стал местом встречи единомышленников, вдохновляющего общения и обмена опытом, в процессе которого рождались коллаборации. Театры и студии из разных городов начали «дружить домами», планировать поездки друг к другу в гости и совместные проекты.

– «Мастер Форум» показал мне новые возможности, подсказал идеи того, что я могу сделать в нашем городе, – говорит режиссер, руководитель студии «Мялькиндом» при калужском драмтеатре Юлия Мялькина. – Познакомившись с Анастасией Киселевой, руководителем студии «Пешеходный потолок», я взяла на вооружение методики плейбэк-театра. Они отлично работают в тренингах на раскрепощение, взаимодействие и импровизацию. «Трудный театр» из Ростовской области работает с подростками в сложной жизненной ситуации. У них очень интересный опыт наставничества: ребята, которые давно играют в театре, берут шефство над новичками. Театр «Пиано» из Нижнего Новгорода – пример того, какого высокого художественного уровня может достичь инклюзивный театр. Его руководитель Владимир Чикишев 35 лет работает со слабослышащими детьми. Ребята участвуют в фестивалях, выезжают на гастроли за рубеж, побывали даже на «Желтой Мельнице» у Славы Полунина. Но главная задача социального театра – разговор о том, что действительно волнует человека.

Екатерина ШЕВЕЛЁВА

Фото автора и из архива Юлии Мялькиной