Все жанры в гости к нам

Калужане вновь прикоснулись к современному театральному искусству. Завершился IV театральный фестиваль «Новые люди»

Завершился IV театральный фестиваль «Новые люди». В программу фестиваля вошли 17 спектаклей, показанных в Калуге, Обнинске и Москве. Разнообразие жанров и форм позволило каждому зрителю выбрать постановку по своему вкусу и настроению либо решиться на эксперимент и посмотреть то, на что «никогда бы не пошел».

«Диагноз: три сестры»

Московский «Театр новых пьес» под руководством заслуженного деятеля искусств России, режиссера и драматурга Николая Коляды ставит пьесы современных авторов и ищет новые формы для классических произведений.

Спектакль «Диагноз: три сестры» по пьесе А. П. Чехова поставил Хорен Чахалян. «Ни один текст автора не пострадал» – предупреждает афиша, и это правда. Иногда постановка напоминает читку: актеры произносят текст, обращаясь к залу, озвучивают даже авторские ремарки: «входит», «смеются», «насвистывает песню», «пауза». И эта «пауза» в зависимости от ситуации может быть чем угодно, от насмешки до мольбы о пощаде.

На сцене – стулья и чемоданы, воздушные шары трех цветов. Синий – Ольгин, черный – Машин, белый – Иринин. Символы мечты и свободы, праздника жизни, который не случился, символы пустоты. Костюмы сестер тех же цветов. Маша, как ее тезка из чеховской же «Чайки», носит «траур по своей жизни». Три сказочные принцессы жили-поживали в своем замке, но король умер, брат-принц женился на простолюдинке – что ждет их теперь? Наташа – не просто воплощенная пошлость, но пошлость бесстыжая и агрессивная – приходит в их дом во всеоружии. Под нелепым розовым балахоном – подвенечное платье, и вот она уже садится на «богато» украшенный трон, и ее юбочки и рюшечки постепенно заполоняют все пространство.

Сестры беззащитны. На Ольгу нападает Наташа, валит ее на пол, душит: она теперь главная в доме, и Андрей на стороне жены. Машу передергивает от одного вида Кулыгина, а Вершинин ее покидает. Ирину до полуобморока пугает демонический Соленый, прекраснодушный Тузенбах в это время мирно спит. Он позже выйдет на дуэль, погибнет, а смысл? Одним бароном больше, одним меньше. Принцессы остаются без рыцарей и без замка и эхом повторяют друг за другом: «Надо жить, надо жить…»

Калужане из Мирного

Спектакль Мирнинского театра «Облако в хип-хоп штанах» привезли на фестиваль «якутские калужане» Александр Панов и Ирина Якубенко.

Многим театралам запомнился моноспектакль Александра Панова о судьбе и поэзии Бориса Рыжего. В Мирном артист успешно продолжил поэтическую тему. Постановку Константина Солдатова по знаменитой поэме Владимира Маяковского тепло принимала публика в Якутии, Москве, Санкт-Петербурге. Родная Калуга не стала исключением. Аншлаг, овации, а затем настоящее паломничество за кулисы, поздравления и объятия. Поэтому найти несколько минут для небольшого интервью было непросто.

– Как вы работали над постановкой?

Александр Панов: – В спектакле все построено на мизан-сцене, свете и музыке, которую написали мы с Константином Солдатовым. Это в буквальном смысле домашняя работа: мы собирались после репетиций и думали, сочиняли до поздней ночи.

Ирина Якубенко: – Я в спектакле оказалась случайно. Сидела, смотрела, как работают ребята, и вышла поправить софит. Мне сказали: «Что ты там сделала, можешь повторить это красивое движение рукой?»

– Женское начало – воплощенная муза – подарило спектаклю особое звучание, добавило красоту и глубину.

Ирина: – А еще в этот момент Саша может помолчать и передохнуть (смеется).

– Спектакль не играется, а, как заявлено в афише, «вытанцовывается» и «выхаркивается».

Александр: – Абсолютная правда! Сил после спектакля не остается. В нем достаточно высокий ритм, человек как будто бежит и кричит поэтический текст на ходу. Помимо этого я должен следить за светом, слышать звук – сложная задача, много объектов внимания.

– О чем для вас эта история?

Александр:  – О первой любви прекрасного молодого поэта, высокой, неразделенной, о боли, которую она причиняет. Он проходит это испытание и становится зрелым мужчиной. В финале как будто выходит в космос, во вселенную, из какого-то иллюзорного мира.

– Вы прожили на Севере больше года. Что больше всего удивило?

Ирина: – Природа, крошечные тонюсенькие деревья. Расстояния. Мы были на гастролях в поселках Айхал и Удачный. Это как из Калуги съездить в «Воробьи», только проехать нужно около 500 км. Там уже Крайний Север, хотя до полярного круга еще далеко.

Александр: – В Якутии очень красивые зимы, каких я давно не видел. Мороз 47 градусов, белый, чистый снег. И очень спокойно, люди никуда не спешат. Все близко, город маленький. В то же время Мирный как Москва, где живут люди разных национальностей – они приехали на вахту, работать. Поэтому как будто не выпадаешь из событий Центральной России, но чувствуешь, что находишься за тысячи километров.

– Какой зритель в Мирном?

Ирина: – Разный, интересный. Есть те, кто никогда не был в театре, есть и очень насмотренные. Много молодежи стало приходить в театр, и для этого мы провели огромную работу с учебными заведениями. «Облако» идет с аншлагами. У людей, которые работали в шахтах, особенно откликается «Колыбельная для экскаватора», потому что это про них.

– Александр, как это – сыграть экскаватор?

– Молча (смеется). Это роль без слов. Мой персонаж – любимая игрушка ребенка, его талисман. Для Мирного экскаватор – символ города, ведь добыча алмазов возможна благодаря ему. И я несу тему города, его истории.

– Вы останетесь на Севере или поедете куда-то еще?

– Пожив в Якутии, мы перестали загадывать на будущее. На Севере побыли, померзли, теперь погреться надо (смеется). Хочется в теплые места. Это мечта, а возможно, и план.

Екатерина ШЕВЕЛЕВА, фото Юлии Дударевой