«Райком» – первый в Калуге музейных проект, посвященный советской Калуге. Взрослым он дает возможность вернуться в свои детство и юность, почувствовать дух эпохи, а детям – представить, как жили их родители, дедушки и бабушки.
Понять феномен Советского Союза помогают экспонаты: периодика и журналы мод, предметы быта, витражи и картины в стилистике соцреализма, аппарат для приготовления газированной воды, игрушки, парфюм. Здесь нет ничего поистине ценного – музейная экспозиция состоит из вещей, которые раньше были в каждом доме. Этот музей не про политику, а про образ мысли и культуру быта 250 миллионов человек. И не только про это.
Научно, но нескучно
Константин Гавриленко – хозяин музейной экспозиции, ее исполнитель и дирижер и пока единственный экскурсовод. Экспонаты тщательно подбирались, приобретались за собственные сбережения, аренда помещения и обустройство экспозиции – все это без посторонней помощи.
Те, кто близко знаком с Константином Владимировичем, говорят о нем как о человеке, обладающем ярким внутренним миром и заметном в любом пространстве. Именно поэтому дело, которое он затевает, обречено на успех. Достаточно вспомнить его Музей «Бузеон» – классный проект, напитанный знаниями в самых разных сферах, с элементами интерактива, вызывающий восторг у посетителей разных возрастов. Это нескучно и научно. Благодаря этому музею Полотняный Завод стал восприниматься туристами со всей страны не только как место, где бывал Пушкин, но и как исторический центр бумажной промышленности России.
И вот у ее создателя новый жизненный этап – музей-студия «Райком».
Эстетика движения вперёд
Пока здесь нет даже вывески, пространство небольшой светлой комнаты, расположенной в помещении завода «КАДВИ», только начинает оживать благодаря первым посетителям.
Константин Владимирович рассказал о том, как родилась идея «Райкома»:
– За время работы в «Бузеоне» я заметил интересную особенность. Рассказываю про музей бумаги – слушают, спрашивают, интересуются, но стоит посетителям попасть в зал, где стоят советские парты с откидывающимися крышками, – у них совершенно другие лица. Они смотрят на школьную форму, вспоминают, как правильно повязать пионерский галстук и как пришивать кружева к манжетам. Вместе с запросом на эту тематику я видел, что происходит в других музеях советской эпохи, созданных по принципу «купим все на блошином рынке и расставим по полкам в хаотичном порядке». Такой подход не для меня. Я стремился сделать идеальную историю, которой на самом деле не было, но о которой все мечтали, – показать советскую идею, эстетику движения вперед. Поэтому каждая вещь в экспозиции иллюстрирует эту задачу.
Несколько лет назад он начал откладывать деньги на пополнение своей коллекции. Будущие экспонаты приобретались целенаправленно – аутентичные, хорошего качества. Все, что демонстрируется посетителям, – патефон, телефонный аппарат, сушуар для волос или аппарат для изготовления сладкой ваты – в рабочем состоянии.
Коллекция получилась значительно больше, чем может вместить музейная студия. К примеру, из 12 витражей (наследия одного их калужских заводов) в экспозицию попали всего три, а журналов 60-х годов – более сотни. Экспонируется ровно столько, сколько в состоянии охватить своим моноспектаклем экскурсовод.
По словам Гавриленко, для посетителей, особенно маленьких, возможность что-то сделать своими руками – самая интересная часть похода в музей. «Райком», скорее, мастер-классная комната, где можно продолжить то, что Константин так любит и умеет, – заниматься с бумагой – вырубкой, тиснением, скрапбукингом, декоративными печатями и даже изготовлением шоколада из какао-бобов. В центре помещения есть большой стол для таких занятий.
Музей – дело авторское
Впрочем, дефицит места вовсе не единственная причина того, что экспонатов представлено не так много, как хотелось бы автору.
Официальное место работы Константина Гавриленко – экскурсовод в ТИЦ «Калужский край»: «Наш город туристы в основном представляют на уровне колыбели космонавтики, даже о личности Циолковского знают крайне мало». Рассказ экскурсоводов о Калуге он считает излишне академичным – они рассказывают хронологию «дата – фамилия». Это забывают сразу после экскурсии. Гавриленко предлагает свое видение местной истории.
– Первый этап: город-крепость – воюющий и оборонный. Второй – Калуга производящая: паруса, канаты, бумага, металлургия, сюда же относится речная торговля хлебом и кожей –
все, что давало городу доход. Третий этап – эпоха консерватизма: экономический кризис, сворачиваются рынки сбыта, металлургия уезжает за Урал, кадры уходят в Москву, в Калугу ссылают на перевоспитание, как писал Трубецкой: «Все было архивом, и все люди, казалось, были взяты из архива».
И четвертый этап, наступивший после «сна», – образование Калужской области, промышленный подъем, открытие Бауманки, расцвет ведущих промышленных предприятий. Именно промышленность – основа города, без нее города мертвы.
По мнению Константина, Калуге не хватает музея промышленной истории, который позволит взглянуть на город с этого ракурса.
– При этом не надо повторять музей купечества. Дом Шамиля, Дом Батенькова, Палаты Коробовых и Дом Торубаевых, Областной краеведческий музей – это ощущение одного и того же музея: те же предметы, эпоха, люди. Для промышленного музея надо брать большой ангар и делать экспозицию начиная с XVIII века.
Начало такой большой работы, по мнению автора, – как раз «Райком», музей о мечте, готовящий зрителей к более серьезным вещам. Тогда его трансформация в музей промышленной истории будет логичной.
А пока каждый день Константину звонят калужане, готовые предоставить новые экспонаты по калужской промышленной тематике из семейных запасников. Он вынужден отказывать – и рад бы взять, но пока некуда. И все же есть надежда, что ему помогут воплотить эту идею в жизнь ведущие промышленные предприятия, предприниматели и поддержат городские власти.
Он ждет заинтересованных посетителей, которые придут к нему целенаправленно.
– Хочу, чтобы школьники приходили ко мне с пониманием города, в котором они живут. Я сам, несмотря на то что окончил исторический факультет, понимаю, что плохо знал историю города до тех пор, пока не начал заниматься этим музеем. Сейчас у меня есть твердое убеждение: именно промышленность двигает общество вперед.
Я обратила внимание, что под экспонатами практически нет подписей. Понятно, что это дополнительные рамки, занимает время и место на стенах.
– Музей – вообще дело авторское. Честно говоря, я не люблю подписей под экспонатами – они умаляют очарование вещи. Да и какие нужные подписи про недавнее прошлое, о котором посетитель, живший в то время, может рассказать гораздо больше, чем я. Главное – расставить правильный визуальный акцент, направить взгляд.
Ольга КОНОВАЛОВА
Фото автора и Дмитрия Дырова