У координатора партийного проекта «Единой России» «Народный контроль» не может быть иначе
Елена Лошакова хорошо известна своим избирателям и коллегам как активный депутат Законодательного Собрания. А калужане знают Елену Георгиевну как координатора партийного проекта «Народный контроль». Ведь благодаря рейдам контролеров в аптеках нынешней весной были выявлены и решены проблемы с медицинскими масками, а в продуктовых магазинах, особенно на полках с молочной продукцией, поддерживается порядок.
Самый действенный инструмент
Партийный проект «Народный контроль» действует в Калуге уже более пяти лет. Некоторые его сравнивают с популярной телепередачей «Контрольная закупка», однако в отличие от телешоу общественники не получают высоких рейтингов и гонораров. Зато благодаря их работе удалось решить на законодательном уровне немало проблем.
В частности, благодаря рейдам «народных контролеров» с 1 июля прошлого года заработал закон об обязательном разделении полок на продукцию, содержащую и не содержащую молочные жиры.
– За годы работы мы что только не проверяли, – говорит Елена Георгиевна, – и продукты питания, и школьную форму, и весовое оборудование, а этой весной еще и ряд аптек. Ведь «Народный контроль» – это собрание неравнодушных общественников, которые всегда появляются там, где жарче всего. И отрадно, что весной удалось сработать оперативно: даже раньше, чем жители стали жаловаться на невозможность приобрести маски, проблема была выявлена, и они появились в продаже в аптечной сети «Калугафармация» в короткий срок. Более того, ряд предприятий региона запустил пошив этих необходимых медицинских изделий.
Все наши рейды основываются на запросах граждан, на том, что их больше всего волнует. Мы заходим в магазин как обычные покупатели, потребители, поэтому нас не обманешь: заранее порядок не наведешь. И именно то, что мы заходим как простые покупатели, и есть самый действенный инструмент. Хотя, конечно, представители бизнеса не в восторге от наших визитов. Иногда даже звонят: «зачем вы ходите – мешаете людям работать; то вы, то Роспотребнадзор, то Россельхознадзор, перестаньте ходить, все равно толку нет!»
Сомневаешься – требуй документ!
Сегодня, по словам Елены Лошаковой, каждый может быть народным контролером. Если вы сомневаетесь в качестве товара, в дате выпуска изделия, желаете узнать, соответствует ли товар заявленному на этикетке, – смело можете потребовать сертификаты и лицензии у продавца. Закон будет на вашей стороне.
Однако в большинстве случаев продавцы и производители делают такие наклейки с исходными данными, что разглядеть без лупы, что там написано, вряд ли сможет даже хорошо зрячий человек, не то что пенсионеры.
– Довольно часто нерадивые производители и продавцы стараются запутать покупателей такими вот «ходами». Поэтому организуем наши рейды. Понимаем, что не станет каждый требовать сертификаты и документы, потому и настаиваем на честной работе в ходе рейдов. Стоит отметить, если раньше продавцы негативно реагировали на наши визиты или делали вид, что не понимают, о чем идет речь, когда мы находили просрочку, то сейчас подобных историй стало меньше, – рассказывает координатор партпроекта. – Это же касается и подготовки закона об обязательном разделении полок на продукцию, содержащую и не содержащую молочные жиры. Поначалу многим казалось, что мы для галочки ходим по торговым сетям, а когда закон не только был принят, но и начал работать, отношение к нашим рейдам существенно поменялось.
Покупай калужское
– Разумеется, мы мониторим, насколько широко на прилавках представлены товары калужских производителей, – говорит Елена Лошакова. – Так, на сегодняшний день наличие калужского хлеба составляет примерно 80%, молока и молочных продуктов – 50–60%. В целом калужских товаров представлено 40%, тогда как раньше эта цифра была около 20%.
Бывает же!
Случаются во время рейдов и курьезные ситуации. Как утверждает Елена Лошакова, казусы чаще происходят не от безответственности, а наоборот, от чрезмерного усердия.
– Во время первых наших визитов продавцы, путая нас с Роспотребнадзором, начинали судорожно метаться, пряча просрочку, но надо отдать должное, сейчас к работе предприниматели относятся ответственнее. Правда, порой чересчур. Так, в один из рейдов мы обнаружили, что в магазине крупной торговой сети провели маркировку товаров БЗМЖ и ЗМЖ. Так вот, там даже майонез и продукт типа «немолоко» были промаркированы как товары без заменителя молочного жира. В последнее время подобных курьезов значительно меньше. И еще важно, что если мы отмечаем, что пришли по заявлению от покупателей и высказываем нарекания, а потом возвращаемся через какое-то время с проверкой в эту торговую точку, то не было случая, чтобы предприниматели схалтурили. И это лучший результат нашей работы, – резюмировала Елена Георгиевна.
Ольга СМЫКОВА