Самый классный классный – о нелёгком труде педагога и любви к профессии
В январе завершился ежегодный городской профессиональный конкурс «Самый классный классный». В этот раз лучшей стала учитель начальных классов школы № 15 Светлана Саваченко.
Научить общаться
Работе в школе она посвятила 23 года, а быть учителем мечтала ещё с детства.
– Интерес к профессии у меня появился благодаря доброй дружбе с моей учительницей математики, которая жила с нами по соседству, в одном подъезде, – рассказывает Светлана. – Я хорошо училась и часто ей помогала, общалась после уроков. Вскоре поняла, что хочу быть как она, и после восьмого класса поступила в педучилище в Молдавии.
По приезде в Калугу Светлана продолжила работать педагогом. Совсем скоро в 5-й класс пойдёт уже третий её выпуск здесь. Быть классным руководителем ей нравится, как и общение не только с детьми, но и родителями.
– Когда детишки приходят в первый класс, я сразу говорю родителям, что давать знания и учить их разным предметам – это необходимо, но не менее важно сплачивать ребят, налаживать дружеские отношения, учить их общаться, чтобы в пятый класс пошёл крепкий коллектив. А для этого нам, учителям и родителям, важно работать совместно и тесно общаться.
Я, родители и дети
Светлана уверена, что работа педагога с родителями и детьми – это залог успеха. Четыре года назад она разработала собственную программу «Лаборатория родительского опыта», которую апробировала при обучении нынешнего выпуска.
– При написании воспитательного плана в начале учебного года я включаю в него мероприятия, в которых активно участвуют родители детей. Это могут быть тематические классные часы, чаепития, поездки в музеи, различные праздники, например 8 Марта или Масленица. На День пожилого человека мы приглашали бабушек, показывали для них номера. Для меня как для классного руководителя организовывать подобные мероприятия достаточно сложно, это большая нагрузка. Легче провести пять уроков, чем один такой праздник. Но я понимаю, что это нужно делать, чтобы дети узнавали друг друга не только на уроках, но и в неформальной обстановке, и чтобы родители тоже общались между собой. Я не раз говорила ребятам, что спустя годы они будут вспоминать не наши уроки, не сидение за партами, а именно внеклассные мероприятия, вечера и поездки.
Для укрепления дружбы в детском коллективе Светлана создала ещё одну маленькую традицию. Каждый год 1 сентября и в преддверии летних каникул вместе со своим классом она выходит гулять в сквер рядом со школой и покупает всем мороженое.
– Я уверена, что именно такое общение и нужно детям. Надеюсь, когда мои ученики перейдут в пятый класс, они продолжат заведённые нами традиции и их школьная дружба с годами будет только крепнуть. Свою программу «Лаборатория родительского опыта» буду развивать и дальше.
Мирным путём
Я не могла не спросить у Светланы, возникают ли у неё конфликты с родителями при такой тесной работе с ними. Ведь подобные ситуации встречаются довольно часто.
– Конфликтов с родителями у меня нет. Но бывают случаи, когда дети между собой что-то не могут поделить или ребёнок чем-то недоволен и жалуется дома. Тогда мы вместе стараемся эту проблему решить. Я благодарна родителям, что они сразу обращаются со всеми вопросами ко мне. Всегда говорю им, что устраивать разборки в кабинете директора или писать жалобы – последнее дело. Лучше самим разрешить всё мирным путём. Для общения я всегда открыта.
Уходят, но не навсегда
Быть первой учительницей – большая ответственность. Именно первые учителя остаются навсегда в памяти детей. Но и для самих педагогов каждый раз отпускать выросших малышей невероятно тяжело. Они в прямом смысле становятся для них вторыми мамами. Говоря о том, что в этом году от нее вновь уйдут её четвероклашки, Светлана не может сдержать слёз.
– Очень привязываюсь к детям. Всегда так грустно, когда они уходят. Бывало, проводишь для них какое-нибудь мероприятие, а сама думаешь: «Вот в последний раз Новый год вместе отметили, в последний раз День матери, День Победы…», и слёзы наворачиваются. Но ребята часто навещают меня после выпускного. Даже самые взрослые мои выпускники, которых я учила ещё в Молдавии, поддерживают со мной связь. Это, конечно, невероятно приятно и дорогого стоит.
К победе
– Участвовать в конкурсе «Самый классный классный» мне было не очень сложно. Для первого этапа нужна была программа, которая у меня уже имелась, а для второго – провести классный час. Это я тоже хорошо умею. На заключительном этапе требовалось представить себя и свою работу. К победе я изначально не стремилась. Поставила перед собой цель – войти в тройку лауреатов. Но благодаря поддержке коллег, учеников, их родителей получилось достичь высшего результата.
На конкурсе я не только показала своё мастерство, но и посмотрела на других педагогов. Хочу сказать, что в Калуге очень много активных, творческих, профессиональных учителей, которые достойны звания лучших.
Светлана Саваченко не только сама активно участвует в конкурсах, но и вместе со своим классом. Сейчас ребята ждут результаты конкурсного отбора от Калужской области в ВДЦ «Орлёнок».
– Я узнала, что «Орлёнок» разыгрывает места для четвероклассников. Подумала: а почему бы не попробовать и нашему классу поучаствовать? Для них это был бы прекрасный подарок от меня перед выпуском. Если у нас всё получится, в конце весны поедем всем классом в этот лагерь. Подала заявку на 40 человек. Ждем результатов. И очень надеемся на удачу.
Екатерина СЕМЁНОВА
Фото из архива
Светланы Саваченко