27 апреля в Калужском драматическом театре состоялась премьера спектакля «Мать» по одноименной пьесе Карела Чапека. Режиссёр-постановщик спектакля – Александр Бейрак.
Читая отцовские дневники, где все так логично и умно, сын спрашивает: «Как папа мог стрелять в животных?» Тони еще подросток, ему нет и 18. Он посвящает девушкам стихи и рвет их, не дождавшись маминого одобрения. Его пафосное «Смерть прекрасна, когда есть, за что умирать» выдает пока полное незнание ни жизни, ни смерти.
Зато об этом, как никто другой, знает его мама, похоронившая погибших на войне мужа и четверых сыновей. И она отвечает своему младшему, ее последней надежде: «Писать о жизни гораздо лучше, чем о смерти!»
Ее майор, сделавший ее вдовой уже 17 лет тому назад, является ей в странном видении накануне нового призыва, куда должен попасть Тони. Она спорит с ним, упрекает, винит, признается в любви, тоскует, прощает, соглашаясь. И опять перечит. И этот спор – вечный, как вечна разница взглядов на мир у мужчины-завоевателя и женщины-хранительницы жизни. Женщина платит смертями близких за войны, развязанные мужчинами. Мужчина считает долгом чести умереть за высокие идеалы. С точки зрения женщины такие жертвы напрасны — ей не до высоких материй. Ее богослужение, ее долг, ее слава – ее семья, ее мужчины. Поставить тарелку с едой на стол – всего лишь часть этой литургии, лишь маленькое проявление большой любви.
«Умереть каждый может, а похоронить мужа или сына, пережив их уход, каждый сможет ли?» — бросает она в пустоту.
Истории смертей ее близких — у каждого свои. Муж, идя на верную гибель, отстаивал свою правоту, а старшего сына-доктора унесла болезнь, от которой он пытался избавить туземцев. Средний сын разбился на самолете, на котором установил рекорд высоты благодаря собственному изобретению, оставшемуся непризнанным. Наконец, один из ее любимых близнецов командовал расстрелом другого только за то, что тот оказался не в той партии, а потом был убит сам. Все эти трагедии стрелами проходят через ее израненное сердце. В сцене разговора матери с радио, откуда несутся сообщения о новой войне и мобилизации, она уже почти безумна в своем стремлении уберечь Тони для жизни. Но когда в динамиках звучит сообщение о разбомбленной сельской школе и 38 разорванных снарядами детях, будто бы молния пронзает ее сознание. «Иди!», — говорит она своему последнему сыну, сделав свой, Материнский выбор.
В этом спектакле – сольном по сути, центром стала актриса Любовь Кремнёва. Игра ее безупречна и искренна, слезы неподдельны. Вместе с ней сострадали Матери и первые зрители на премьере, которая состоялась 27 апреля на малой сцене. Спектакль подготовлен к 70-летию Великой Победы и является настоящим подаркам всем калужанам к празднику.
В ролях: Г. Саркисов, К. Бессонов, М. Шишкин, В. Соколов.
Ирина ТОКАРЕВА. Фото автора.