В Калуге впервые прошли мастер-классы в рамках федеральной художественно-просветительской программы «Новое передвижничество»
Цель программы – распространение художественных ценностей, сконцентрированных в культурных столицах, на бескрайние просторы России, создание единого культурного пространства в масштабах страны.
Лучшие из лучших
Проект «Новое передвижничество» существует больше 30 лет. С 2018 года его мероприятия проводятся в том числе с использованием гранта президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Поддержку оказывает Министерство культуры РФ.
С 18 по 21 октября в ДШИ № 1 и областном колледже культуры и искусств состоялись мероприятия с участием педагогов ведущих вузов столицы в сфере культуры и искусства. В нашем регионе куратором программы выступает Областной учебно-методический центр в сфере культуры и искусства.
– Такие проекты – прекрасная возможность не только для развития педагогов, но и для одаренных детей, – говорит директор УМЦ Алла Акинина. – Когда мы выбирали направления «скрипка» и «народный танец», то учитывали, во-первых, потребности наших школ искусств, а во-вторых, мастерство педагогов. Надеюсь, что это только начало, и у нас получится участвовать в проекте ежегодно.
Первые два дня были посвящены прекрасному классическому инструменту – скрипке. Мастер-классы провела Анна Соколова, доцент Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, декан факультета оркестровых струнных инструментов, заведующая кафедрой скрипки и альта Центральной музыкальной школы – Академии исполнительского искусства.
Затем в центре внимания оказался народный танец. Почти 70 человек приняли участие в мастер-классах доцента кафедры народного танца Московского государственного института культуры, лауреата всероссийских и международных конкурсов Кристины Фатхудиновой.
Её величество скрипка
Анна Соколова – один из лучших педагогов России по классу скрипки, и то, что она готова щедро делиться секретами исполнительского и педагогического мастерства, – бесценно. В Калугу она приезжает уже третий раз, участвовала в программе «Юрий Башмет – молодым дарованиям России». К «Новому передвижничеству» Анна Николаевна присоединилась в 2015 году, и с этим проектом ей довелось побывать даже в самых отдаленных уголках страны. География «Нового передвижничества» – более 100 российских городов, от Калининграда до Петропавловска-Камчатского и от Архангельска до Кисловодска.
– Главная задача проекта в том, чтобы культура развивалась на местах. Я вижу много интересных талантливых детей. У большинства нет возможности ездить учиться в Москву. Очень рада, что благодаря поддержке Министерства культуры мы можем приехать к ним и поделиться своими знаниями, – говорит Анна Соколова. – Зёрна, которые мы сейчас сеем, будут прорастать. Если я приезжаю повторно, то вижу, как растут ученики, что им удалось сделать за это время, что улучшить. Очень важно направлять их и потихонечку курировать.
Участниками мастер-классов Анны Соколовой стали более 30 преподавателей и 10 одаренных учеников.
– В регионе 52 детские школы искусств, из них три художественные, остальные имеют музыкальное направление. Педагогов по классу скрипки очень мало, это «краснокнижная» профессия. Все они присутствуют здесь. На мастер-классе Анны Соколовой собрались преподаватели из Малоярославецкого, Людиновского, Жуковского районов, из Обнинска и Калуги. А дети – это наши «звездочки», лауреаты конкурсов и стипендиаты правительства региона, – рассказывает Алла Акинина.
Для творческого роста и развития исполнительского мастерства необходимо выйти из зоны комфорта, получить объективную оценку своих навыков, увидеть и понять нечто важное, что раньше ускользало. Зал внимательно наблюдал за тем, как Анна Соколова очень подробно, фразу за фразой, «разбирает» сыгранную ученицей пьесу, обращает внимание на постановку пальцев на грифе и на смычке, показывает штрихи и переходы, которые делают исполнение легким, элегантным, артистичным.
– Дети стараются и очень волнуются, потому что для них это важное и ответственное событие, – говорит Анна Николаевна. – В работе нам удалось их раскрыть. Они сделали для себя много полезных открытий, поработали над звуком, над тем, что помогает выразить через игру свои чувства. Этот опыт важен не только для ученика, но и для педагога. Во время работы со мной ученик очень сконцентрирован, какие-то вещи у него получается сделать. А пе- дагог, находясь в зале, видит саму схему процесса, и потом он поможет ребенку усвоить объем новых знаний.
Такая филигранная работа возможна только тогда, когда у ученика есть прочная база и он уже многое знает и умеет. В этом заслуга преподавателей детских школ искусств. Методы, приемы, образы, подсказанные Анной Соколовой, они готовы взять на вооружение.
– Ждем педагогов из Москвы с большой надеждой, потому что они дают возможность чуть по-новому взглянуть на нашу работу, ставят более глобальные задачи. Очень важен свежий взгляд или по-новому сказанное слово о наших проблемах. Они позволяют обратить внимание на какие-то детали, которые мы можем не видеть, расставить правильные акценты, обозначить перспективы развития, – поделилась впечатлениями преподаватель по классу скрипки музыкального колледжа им. С. И. Танеева и ДШИ № 1 Инга Пахоменко.
Ольга Дымова
Фото Антона Забродского