Потомственный железнодорожник – о том, почему на этой работе нет случайных людей
Почему энергетиков называют «космонавтами»? Кто отвечает за то, чтобы в любую погоду днём и ночью миллионы пассажиров могли добраться на поезде до пункта назначения без сбоев? Какую угрозу для железнодорожной отрасли представляют зацеперы? Об этом и многом другом в преддверии Дня железнодорожника рассказал заместитель начальника Внуковской дистанции электроснабжения Андрей Гусаков, курирующий в том числе и калужское направление. В его зоне ответственности – сотни километров контактной сети, подстанции и тысячи тонн техники, требующей безупречной работы.
Семейная традиция
– У нас в семье династия железнодорожников. Отец всю жизнь проработал в Калужской дистанции пути. Начинал монтером, а закончил карьеру заместителем начальника дистанции пути. Бабушка по маминой линии была инженером по охране труда в составе путевой части «Фаянсовая», а дедушка – дорожным мастером. Мама заочно окончила университет инженеров транспорта, а сестра преподает в железнодорожном техникуме.
Мой выбор профессии даже не обсуждался, я с детства знал, что пойду по их стопам. В юности часто был с отцом на работе, и мне всегда нравилась железная дорога, поэтому решение было осознанным. Теперь и мой сын поступил в Калужский техникум железнодорожного транспорта – традиция продолжается. Приближается 3 августа – День железнодорожника. Конечно же будем отмечать! В этом году соберемся большой компанией, и с коллегами, и с семьей.
Между технологиями и рисками
– Мы обслуживаем контактную сеть и воздушные линии. Среди запоминающихся моментов – ситуации, когда приходится устранять повреждения в ночное время. Идешь с фонарем по периметру, осматриваешь линию, а вокруг темнота… волки, лисы. Жутковато подчас становится, необходимо быть начеку: и за оборудованием следить, и за окружением, чтобы по пятам не шел какой-нибудь зверь. Со временем привыкаешь. У меня было любимое место на рабочем маршруте – участок в Ферзиковском районе, там я начинал работать механиком. Красивые места! Раньше там была целая станция с отстоем паровозов. Мне безумно нравились эти виды, завораживало.
Никаких примет или ритуалов перед выходом на опасный участок у нас нет. Главное – строго соблюдать требования охраны труда. Если путейцы в основном имеют дело с движением поездов, то энергетики работают и с высотой, и с напряжением, и с тем же движением. Безопасность здесь прежде всего.
Моя работа многозадачная: один день могу провести в кабинете, работая с документами, нормативной базой и отчетностью, на второй – выезд для устранения аварии на воздушной линии, третий – организация монтажа нового оборудования на тяговой подстанции. В прошлом году были глобальные повреждения на сети у энергетиков в области. Масштабное повреждение на участке Темкино – Говардово зацепило и нас. Восстанавливали всем регионом.
Каждый день – новый вызов. Не бывает рутины, поэтому и выгорания нет. Всегда есть чем заняться!
Современность VS «дедовские» методы
– Энергетика развивается колоссальными темпами. Мы получаем новое оборудование и активно его используем: появились тепловизоры, приборы диагностики. С придорожными кустарниками раньше боролись при помощи топоров и бензопил, а теперь это механизированный процесс. У нас есть мульчерный комплекс на базе тракторов – это мощные самоходные машины, разработанные для лесных и сельскохозяйственных нужд, телескопические вышки, машины на железнодорожном ходу. Парк обновляется.
Но работают и «дедовские» методы, которые иной раз намного эффективнее новых технологий. Например, эффективны полиспасты – системы блоков для натяжения кабелей. Знаете, еще есть поговорка «против лома нет приема». Так вот, лом у нас применяется везде: на транспорте у путейцев и у энергетиков. Это универсальный прибор. Пока ничего лучше не придумали.
Важный проект
– Помню один из самых значимых для меня проектов, который реализовывался, когда я только пришел работать заместителем начальника. Нужно было провести полную реконструкцию тяговой подстанции под МЦК (Московское центральное кольцо).
Я участвовал в приемке строительных работ и монтаже. Тогда это был вызов, а теперь – отработанный процесс. Ну и, конечно, энергетика – это прежде всего безопасность. 90 % перевозок происходит на электротяге, и работа железнодорожного электротранспорта зависит от энергетиков. Любое внештатное отключение электроэнергии – опасная ситуация. Существуют потребители первой, второй и третьей категорий. Первая категория – детские сады, медицинские и школьные учреждения. Представьте: в больнице полным ходом идет сложная операция и внезапно происходит отключение электроэнергии. Любое отключение влечет за собой последствия, так же и на железной дороге. Нет энергии – нет движения.
Главные угрозы
– Аварии случаются. Чаще всего влияет погода: ветер, грозы, дожди и снегопады. Метеорологи заранее предупреждают об аномалиях. Предупрежден – значит вооружен. Дальше работаем по регламенту: круглосуточные дежурства, проверка техники, устанавливается полная готовность к авариям. Но если под непогоду можно подстроиться, то вторая проблема более опасная и непредсказуемая – зацеперы. Молодые экстремалы, рискуя жизнью, бегают по крыше двигающегося поезда. Мало того что они рискуют здоровьем и жизнью, пролезая через оборудование, так еще и вызывают своим вмешательством перебои: пережог контактной сети, массовый сбой в графике движения поездов. В Московском регионе это настоящая эпидемия, в Калуге, к счастью, пока не так масштабно, но проблема есть. Боремся с ними через СМИ, плакаты и объявления. Бывает, персонал замечает зацепера на крыше, сообщает дежурному подстанции. Мы сразу снимаем напряжение с контактной сети. Если получается сделать все своевременно, удается избежать трагедий. Кроме них есть и те, кто подлезает на мосты, выполняя так называемую езду по низу, конечно, также попадая под напряжение.
В Московском регионе зафиксированы такие случаи. Запомните! Зацепинг не является спортом или развлечением, он представляет собой нарушение закона и несет серьезную угрозу для жизни и здоровья.
Электрокосмонавты
– После техникума я устроился монтером на Калужскую дистанцию электроснабжения. В молодом возрасте кажется, что море по колено, страха нет. Но это быстро проходит, с первым опытом. Однажды пришлось залезть на деревянную опору. Туда-то я с энтузиазмом залез, а вот спускаться было страшно, с горем пополам вернулся на землю. Некоторых ребят и вовсе приходилось спускать на веревке. Тогда услышал от путейцев, что нас, энергетиков, называют «космонавтами», потому что мы всегда работаем на высоте. Для меня это было неожиданно, но теперь понимаю – логично!
Молодых специалистов, которые только начинают карьеру железнодорожника, хочется предупредить: строго соблюдайте требования охраны труда. Учитесь, будьте внимательны и не совершайте безрассудных поступков, полагаясь на везение.
Я понимаю, что молодость – время амбиций, смелости и уверенности, но наша профессия – это про ответственность. Случайных людей здесь не бывает.
В преддверии профессионального праздника юным коллегам желаю «заболеть» профессией. Если по-настоящему увлечься железной дорогой, транспортом, – все получится.
Евгения ЗЛОБИНА
Фото автора и из архива Андрея Гусакова







