В нашем регионе, на аэродроме «Орешково», базируется единственная в России частная пилотажная группа «Реакторы». Пилоты выполняют сложные маневры на реактивных самолетах и часто выступают на Дне города.
Как появились «Реакторы», в чем особенность высшего пилотажа и почему летчиков так тянет в небо, мы узнали у одного из пилотов группы Антона Варехи.
Выпускники ДОСААФ
– Чтобы появилась пилотажная группа, должны совпасть несколько факторов. Первый – аэродром. Не везде можно летать тройкой, нужна нормальная взлетная полоса. Второй фактор – летчики. Я выпускник ДОСААФ и летаю на реактивном самолете уже 20 лет. Владимир Лисняк, другой пилот нашей группы, тоже из ДОСААФ. Третий фактор – деньги. У каждого должен быть реактивный самолет и средства, чтобы его содержать, потому что никто не спонсирует нашу группу,
– рассказывает Антон.
Летать строем пилоты начали еще в 2017 году, а через год состоялось первое выступление пилотажной группы «Реакторы».
– В прошлом году мы выступали на 650-летии Калуги. Нам оплатили только одну тренировку и топливо. В пилотажной группе мы не зарабатываем деньги, мы их тратим (смеется). Это хобби. Сейчас «Реакторы» – единственная частная реактивная пилотажная группа на всем постсоветском пространстве. Остальные группы относятся к ВВС России. «Стрижи», «Русские витязи» и другие – это военные летчики высокого класса,
– отмечает пилот.
Экстремальные маневры
Программа выступления напрямую зависит от возможностей самолетов. Но «Реакторы» стараются выжать максимум, чтобы удивить зрителей.
– Самолеты Л-29, на которых мы летаем, имеют низкую тяговооруженность. Это не Су-27 или МиГ-29. Но мы выполняем элементы сложного и даже высшего пилотажа как в группе, так и сольно, делаем встречный пилотаж и многое другое.
Например, для выполнения мертвой петли на Л-29 необходимо предварительно разогнать самолет до 550 км/ч в пикировании. Кстати, предельно допустимая скорость его – 790 км/ч. Но больше 720 км/ч я никогда не разгонялся, а для сольного пилотажа достаточно и 650 км/ч.
Маневрируя в чистом небе, легко ориентироваться. Это как ехать за рулем – видно, где лес, где столб, где дорога. Всегда найдешь землю и небо. Но в облаках можно и потеряться. Особенно когда скорость нарастает, стрелки приборов крутятся туда-сюда. Но мы и не делаем в облаках фигуры высшего пилотажа,
– говорит Антон.
Урок геометрии
На некоторых фотографиях видно, что самолеты летают на небольшом расстоянии друг от друга – всего 5–6 метров. Сложно представить, как пилотам в такой ситуации удается контролировать самолет.
– Самое сложное в групповом полете – держаться вместе на близком расстоянии. Нужно соблюдать правила безопасности. У ведущего группы Антона Павлова важная роль – плавно, но при этом динамично вести группу, иногда подсказывать, чтобы мы работали на упреждение.
Когда правила безопасности соблюдены, начинаешь следить за симметрией и геометрией. Потом наступает очередь динамики. Недостаточно сделать вираж или красиво пролететь – зрителям нужно шоу.
Первые два года мы оттачивали правила безопасности, симметрию и геометрию. Сейчас совершенствуем и усложняем программу,
– отмечает пилот.
25-минутная тренировка
Пилотажная группа «Реакторы» выступает часто. Например, в мае прошлого года группа летала в Кубинку, на авиашоу в честь 30-летия «Русских витязей» и «Стрижей». Также в копилке «Реакторов» выступления в Волгограде, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Калуге и других городах России.
– Первый год, как мы начали выступать, было много эмоций и большое напряжение. Теперь выступления стали привычными.
Мы постоянно тренируемся и совершенствуемся. Перед Кубинкой готовились три месяца, перед любым выступлением проводим минимум пять тренировок по 25 минут. 20 минут занимает сам пилотаж, 5 минут – посадка. Тренироваться дольше уже бесполезно, потому что ты выкладываешься полностью и организм устает,
– рассказывает Антон.
На выступлениях часто возникают непредвиденные обстоятельства.
– Конечно, бывают несогласованности. Например, парад идет, а нас ставят в зону ожидания. Когда надо выходить на точку, уже сгорела половина топлива. Приходится резать программу и импровизировать,
– говорит пилот.
Продвинутые любители
Летный путь Антона Варехи начался с высшего пилотажа. Он закончил ЦАК РОСТО им. В. П. Чкалова (ДОСААФ).
– Мы не профессиональные летчики. У каждого есть основная работа, а в свободное время мы летаем. Я считаю нашу группу продвинутыми любителями, которые стремятся к профессионалам. Это интересный путь, поэтому, пока есть время и здоровье, можно стремиться к совершенству.
Частная пилотажная группа «Реакторы»:
• Антон Павлов – ведущий
• Владимир Лисняк – левый ведомый-командир
• Антон Вареха – правый ведомый, сольный пилотаж.
Анна Канашина. Фото Антона Забродского