Опытный, увлечённый педагог поделился секретами мастерства и рассказал о главных принципах своей работы
Учитель русского языка и литературы средней школы № 45 им. Маршала Г. К. Жукова Дмитрий Теклюк – победитель городского этапа конкурса «Моя педагогическая профессия» в номинации «Лучший учитель».
– Дмитрий, с чего начался ваш профессиональный путь?
– Когда был школьником, долго думал над тем, кем же хочу стать. В мыслях были разные профессии – от космонавта до врача и программиста. Желание пойти в педагогику возникло у меня внезапно – на дне открытых дверей университета, в который я впоследствии поступил. Там я познакомился с прекрасными преподавателями русского языка и литературы. Эти дисциплины интересовали меня с детства благодаря моей учительнице Анне Ивановне Никоновой. Она тоже во многом повлияла на моё становление. Даже сейчас, когда веду уроки, думаю: «А как бы этот материал объяснила она?» Тогда, стоя на порожках университета, я понял, кем должен стать. Звучит, наверное, высокопарно, но всё было именно так. С тех пор уже восемь лет работаю учителем русского и литературы. Дети иногда спрашивают меня, не хотел бы я что-то поменять в своей жизни, апеллируя фразой: «Вы же не зарабатываете здесь миллионы». С уверенностью говорю, что нет. Я делаю то, что люблю от всего сердца. Ни разу не пожалел о своем выборе.
– Ваше первое место работы было в Кыргызстане, в городе Бишкек. Отличаются ли дети там от здешних?
– Так как я работал в представительстве Россотрудничества, довелось потрудиться и в Кыргызстане, и в Казахстане. Проводил педагогические мастер-классы, могу сравнить разные системы работы. Особенных отличий в учащихся нет. Дети везде дети. Что здесь, что там они открытые, яркие, готовы делиться, хотят слушать и быть услышанными.
– Дети сегодня читают?
– На удивление многим скажу, что да, читают. Но не классическую литературу и не школьную программу. Выбирают в основном фэнтези. Часто можно заметить у них в руках фанфики и комиксы.
К литературе это отнести сложно, но вопрос был: читают ли они вообще что-либо. Я активно работаю над тем, чтобы пробудить в них интерес к проверенной временем классике через совместное чтение.
Мы стараемся на уроках читать произведения вслух. Также я постоянно провожу для ребят параллели с современностью, это тоже очень полезно. Есть книга Леонида Клейна «Бесполезная классика», в которой автор рассматривает классическую литературу с точки зрения управления и предпринимательства. Ну, скажем, Чичиков из гоголевских «Мёртвых душ» – самый настоящий бизнесмен. Можно проанализировать модель его действий именно с этой точки зрения, сопоставив с реалиями нашего времени. На своих уроках я тоже говорю детям, как знание классики может пригодиться нам в жизни. И им действительно становится интересно, они начинают внимательно слушать, задавать вопросы.
Ещё одна моя педагогическая хитрость – творческие задания. Например, я прошу их снять ролики по мотивам того или иного произведения.
Получается креативно и забавно. Как-то ребята сделали видео, в котором переложили сюжет «Евгения Онегина» на игру «Майнкрафт». Может, кому-то покажется это странным, но я уверен, что такие задания приносят детям большую пользу: через интересный для них формат видео и компьютерных игр они изучают классику, погружаются в неё и запоминают.
– На ваших уроках есть место свободной дискуссии?
– Если мы говорим о русском языке, то в нём есть строгие правила, и, конечно, дискуссий на их тему быть не может. Однако я замечаю у ребят особенную пытливость ума. Им мало принимать сухие факты, они хотят разобраться, почему те или иные правила сложились именно так. Почему здесь такое слово исключение, а тут другое.
Что касается литературы, то да, на этих уроках каждый может высказать свою точку зрения и обсудить её с товарищами. Я не сторонник подхода: «Есть моё мнение и неправильное». Наоборот, мне важно узнать, что думают дети. Но, безусловно, мы как учителя должны помочь ребёнку дойти до сути произведения и правильно расставить смысловые акценты.
– Вы даёте детям сочинения на свободную тему?
– У нас традиция писать такие сочинения в конце учебного года, когда основные произведения уже изучены. В основном они сравнивают себя с понравившимся героем и проводят параллели с нашей жизнью.
– Под вашим руководством в школе реализуется проект «Киносреда». Расскажите о нём.
– Однажды я ехал мимо кинотеатра и увидел на афише надпись «кино в среду» – в голове сразу возникло слово «киносреда». Подумал, было бы здорово сделать с учениками проект, посвящённый фильмам, и назвать его именно так. Несколько недель спустя увидел в Сети идею проекта «Киноуроки в школах России». Его цель – создание киноуроков – детских короткометражных художественных фильмов воспитательного назначения и методических пособий к ним для использования педагогами на уроках. Эта задумка меня вдохновила. Я решил, что с помощью кино можно очень эффективно работать с ребятами, рассказывать им о патриотизме, традиционных ценностях. Так, мы собираемся каждую среду на просмотр фильмов в актовом зале нашей школы уже на протяжении трёх лет. Кино выбираем, опираясь на рекомендации Минпросвещения. Сейчас, в преддверии Дня Победы, смотрим советские фильмы о Великой Отечественной войне и потом их обсуждаем.
К моему удивлению, дети не смотрели практически никакие великие киношедевры. Перед Новым годом включил пятиклассникам сказку
«Морозко», а перед просмотром спросил: кто смотрел этот фильм дома? Больше половины зала руки не подняли.
– Вы являетесь спикером Science Slam, имеете ряд научных публикаций в рецензируемых журналах ВАК, РИНЦ. Планируете и в дальнейшем заниматься наукой?
– Да, я учусь на втором курсе аспирантуры КГУ им. К. Э. Циолковского. Пишу диссертацию на тему «Семантика и прагматика номинаций лиц и предметов быта в русской и татарской военной лексике». Чтобы защитить её, мне требовались научные публикации. В будущем хочу стать кандидатом филологических наук. Надеюсь, что всё сложится удачно.
– Хочется завершить нашу беседу вопросом о конкурсе «Моя педагогическая профессия»: с каким настроем вы прошли городской этап и как идёт региональный?
– Изначально у меня был боевой и решительный настрой. Я захотел участвовать в этом конкурсе. Это вызов самому себе. Конкурс стал для меня настоящей профессиональной перезагрузкой, мобилизовал все мои силы. Но я не хочу останавливаться на достигнутом. Сейчас прохожу испытания регионального этапа. Совсем скоро будет известен результат одного из них. Очень хочу дойти до победного конца. Самая высокая цель – всероссийский уровень. Впереди ещё много работы.
Беседовала
Екатерина СЕМЁНОВА
Фото из архива
Дмитрия Теклюка