Яркие эмоции, новые смыслы

В октябре в Калуге, Москве и Наро-Фоминске прошел театральный фестиваль «Новые люди»

За две недели зрители увидели больше двадцати спектаклей для всех возрастных аудиторий, познакомились с творчеством лучших театров из разных уголков страны.

Живой театр

Первый фестиваль «Новые люди» состоялся в 2018-м и стал ярким событием культурной жизни Калуги. Спектакли шли на всех театральных площадках и даже в несценических локациях – кафе, барах, библиотеках. Новые формы вызвали огромный интерес у калужских театралов, билеты разлетались за считаные дни. Спектакли вызывали бурные эмоции и жаркие споры.

С каждым годом все труднее удивить зрителей, но ведь не в этом главная задача. Возможность прикоснуться к живому театру, испытать яркие переживания и открыть новые смыслы даже в знакомых сюжетах – все это никуда не пропало, поэтому спектакли фестиваля по-прежнему идут с аншлагами, а публика в зале аплодирует артистам стоя.

В этот раз наш корреспондент выбрала для просмотра спектакли по классическим произведениям.

В сумерках разума

Спектакль «Записки сумасшедшего» по повести Николая Гоголя представил в Инновационном культурном центре «Чехов-центр» из Южно-Сахалинска. В прошлом году спектакль получил премию «Золотая маска» за лучшую работу художника по свету, завоевал награду Константин Бинкин. В постановке заняты артисты Константин Вогачев, Анастасия Жаромская и Сергей Усов.

Главный герой Поприщин в исполнении Константина Вогачева – маленький человек вне времени. В пространстве спектакля как будто соединяются первая половина XIX века, середина ХХ и наши дни – среди декораций, реквизита и костюмов можно найти их приметы. Обшарпанные стены в потеках краски – то ли убогий подъезд, где в тесной квартирке обитает бедный чиновник, то ли психиатрическая лечебница, где он в итоге окажется. Звучат голоса в его голове, стучит по стакану ложечка, на стенах возникает иллюзорный мир – видеопроекции петербуржских улиц.

Поприщин – человек-невидимка. Он бедствует и даже голодает, его карьера – чинить перья для его превосходительства, его любовь – директорская дочка, о которой можно лишь тайно вздыхать. Остается только плакать: «За что я титулярный советник?!»

Поначалу герой пытается не терять связь с реальностью: у голосов в голове оказывается «носитель» – диктофон, странные образы запечатлевает старенькая «мыльница» с зумом. Поприщин при красном свете проявляет фотографии, собирает на магнитной доске газетные вырезки. Воображение рисует красавицу Софи в бальном платье и ее жениха, камер-юнкера Теплова, – у нее ресницы из розовых стикеров, у него внутри чековая лента. Абсурдный мир затягивает, путаются мысли героя, на сцене оживают безумные образы.

Маленький человек у Гоголя обретает силу и достоинство только в посмертном бытии, как Башмачкин, или в безумии, как Поприщин.  Вообразив себя испанским королем, он рисует себе усы и бородку, накидывает на плечи вместо мантии ковер и готов принять побои за рыцарский обычай, а раковину с водопроводным краном – за трибуну с микрофоном.  Больному милосердно протягивают телефон, он звонит матушке, просит спасти, пожалеть – и неважно, жива ли она. Запертому в больничных стенах мерещатся шум моря и крики чаек, и лишь одна ясная мысль возникает в сознании – ему нет места на свете.

Водоворот страстей

Рэп-мюзикл «Идиот» по роману Федора Достоевского показал на сцене Театра юного зрителя «Рэп-театр» из Москвы. «Рэп-театр» еще совсем молод, его создал в 2022 году исполнитель фристайла, победитель крупных баттлов поэт Лев Киселев. В его репертуаре уже несколько спектаклей, в том числе две постановки по романам Достоевского. «Преступление и наказание» представили  калужским зрителям на фестивале «Новые люди» в прошлом году. Спектакль вошел в лонг-лист премии «Золотая маска», стал лауреатом  Большого детского фестиваля и номинантом премии «Музыкальное сердце театра».

«Идиот» в постановке Захара Насакина и Давида Саакяна – игра в Достоевского в духе прекрасного хулиганства «Даун Хауса». Музыка Якова Фиша, виртуозная работа со светом Алексея Роганова и хореография Ксении Карповой создают очень цельную и стильную картину. Смыслы не прячутся, не ускользают, а довольно легко считываются, так что зрителю приятно быть на одной волне с авторами.

Лев Киселев, работая над либретто, сократил количество персонажей и выбрал эпизоды, которые так и просятся на сцену. В центре сюжета – судьба Настасьи Филипповны Барашковой, водоворот страстей и любовные многоугольники. Тексты Достоевского отлично ложатся на ритмичный язык рэпа,  а его жесткий юмор – на язык клоунады.

Огромная кровать на сцене превращается в поезд, автомобиль, рояль, камин, где запылает брошенная «инфернальницей» пачка купюр.

Каждая деталь усиливает образ персонажа, делает его выразительным, вплоть до гротеска, и абсолютно узнаваемым.

Герои Достоевского одеты в фантазийные костюмы (художник Виктория Макаркина), на лицах – клоунский грим.  Без грима князь Мышкин (Сергей Рогачков) – в романе только он не носит маску. Генерал Епанчин (Василий Шутько) утопает в мундире не по росту, растлитель Тоцкий (Денис Криштопов) – весь в белом. Будущий убийца Рогожин (Леонид Даценко) – в «боевой раскраске» с красными полосами, в «мужицком» долгополом сюртуке, с нарочито грубым голосом.

Ганя Иволгин (Рамиль Ахмеров) лебезит перед генералом, ходит «гармошкой», подставляет спину вместо стола и при случае хватает за коленки генеральскую дочь. Князь с его даром видеть в людях лучшее нужен, оказывается, всем, даже Гане, но невольно обижает его, называя «обыкновенным». В гневе Ганя отталкивает князя, тот летит кувырком через всю сцену. В сцене с рогожинскими деньгами пачка купюр падает в «камин», а Ганя валится без чувств лицом вниз, как будто бы прямо в огонь, – сильная режиссерская метафора еще больше усиливает один из самых ярких эпизодов романа. Все замирают от ужаса, но обрывается немая сцена диким смехом.

Костюм Настасьи Филипповны (Карина Мостовая) особо подчеркивает соблазнительные формы, сапожки и боа – рокового красного цвета. Характерным жестом она обозначает корону на голове, говорит волнующим грудным голосом, безжалостно троллит своих обидчиков и, по-ведьмински оседлав Рогожина, уносится навстречу своей погибели.

Неожиданно в рэп-спектакле звучит русская народная песня «Брови мои черные». Перед тем как уснуть навсегда, ее поет Настасья Филипповна – тут уже нет места клоунаде. Мощный, страстный вокал Карины Мостовой словно подводит итог трагической судьбе героини. Лейтмотив спектакля, жуткая фраза «человека съест человек», воплощается в одной из финальных сцен: над лежащей, словно на алтаре, Настасьей Филипповной заносят ножи и вилки.

Неожиданный, фантастический исход придумали авторы и для князя Мышкина. Если «идиоту» нет места на грешной Земле, не вернуть ли его на неведомую космическую «родину»?

Екатерина ШЕВЕЛЕВА

Фото Юлии Дударевой