Цена одного неверного движения, слабо затянутого жгута – человеческая жизнь
– Пуля пробила артерию, кровь бьет фонтаном. Твои действия?
– Жгут!
– А где твой жгут? – спокойно, но твердо бросает инструктор. – До сих пор ищешь в рюкзаке? Поздно. Ты уже проиграл.
С этого диалога начался один из вечеров, который наш корреспондент провел с группой волонтеров тактической медицины «Барс».
Тишина в помещении, наскоро переоборудованном в учебный класс, прерывается уверенным голосом инструктора. Здесь нет места длительной теории. Здесь учат действовать оперативно – вырывать жизнь из лап смерти по четким, отработанным до автоматизма алгоритмам.
Рука, нога, шея: три лика опасности
Инструкторы показывают, как переворачивать и разворачивать «раненого» на спину для оказания первой помощи и последующей эвакуации.
– Сначала нужно убрать ближайшую к вам руку «пострадавшего» ему за голову, чтобы не мешала.
Затем инструктор обхватывает бойца за пояс одной рукой, а другой упирается ему в плечо ,чтобы не повредить голову и шею. После этого выполняется переворот.
Отработка алгоритмов идет на трех фронтах. На полу – «раненые», роль которых выполняют сами инструкторы. Их тела – полигон для отработки навыков. В углу курсант, вжимаясь в холодный пол, яростно затягивает жгут на бедре товарища.
– Выше раны! Затягивай! Не бойся сделать больно, бойся недожать, – эхом разносится по помещению.
На другом конце комнаты ситуация посложнее – некоторые учатся оказывать самопомощь. Курсант, не поднимая тела и прижимаясь к земле, так как по заданию тренера он находится «в красной зоне», то есть в зоне видимости противника, подтягивает к себе «искалеченную» ногу, рука со жгутом проскальзывает снизу. Отчаянное движение, мощная закрутка.
– Время! – кричит он. Инструктор тут же подходит к ученику проверить правильность выполнения.
Дальше идет отработка наложения жгута на руку. Так как курсанты условно находятся в «красной зоне», упражнение выполняется лежа. Молодой человек перекатывается на спину и заводит «кровоточащую» руку на противоположное плечо. Ноги должны быть сведены вместе: опасность осколочных ранений в реалиях велика, нужно обезопасить себя от дополнительных повреждений. Он берет жгут в зубы и другой рукой накладывает его на плечо, следом снова раздается крик: «Время!»
Но настоящий экзамен на прочность нервов – это шея. Та самая рана, от вида которой у неподготовленного человека подкашиваются ноги. Необходимо освободить шею от воротников и других элементов одежды. Прямое давление на рану – единственный шанс закупорить отверстие, пока дрожащие руки достают ППИ (пакет перевязочный индивидуальный). После этого перевязочный пакет накладывается в область раны. Курсанты быстро берут в зубы жгут и начинают мотать: плечо, подмышка, «перевязочник», лопатка, фиксация на руке. Техника, используемая в отчаянной ситуации, когда альтернатива – быстрая смерть. Руки учеников дрожат, но алгоритм неумолим: ППИ должен быть надежно закреплен. Важно, чтобы «перевязочник» давил на место ранения.
Тащить, толкать, ползти
Кровь остановлена, но «поле боя» покидать рано. Теперь тело товарища, обмякшее от шока, нужно вытащить. Инструкторы показывают разные способы эвакуации.
Боец осторожно отодвигается от «пострадавшего», укладывая ноги под углом 45 градусов относительно его головы. Одной рукой он подхватывает «раненого» под колени, другой – упирается в плечо. «Раз, два, три – толчок». Он разворачивает товарища и ползком эвакуирует его с «поля боя».
Когда недостаточно места вытянуться вдоль бойца, в ход идут отчаянные методы. Курсант упирается коленом в таз «раненого» и, цепляясь за его одежду, буквально пинает его к безопасности. Да, это неэстетично, но работает, когда над головой свистят пули.
А потом – слаженная работа команды. В подходящих тактических условиях применяют метод Раутека: эвакуация вдвоём или втроём. Один курсант садится на колени рядом с головой «раненого», поддерживает его шею и аккуратно поднимает голову. Затем он берёт товарища за кофту и приподнимает его, чтобы тот чуть свисал вперёд, – это облегчает задачу. Второй ученик захватывает здоровую руку «пострадавшего», опускается на корточки. Третий – помогает нести ноги товарища, закидывая повреждённую ногу на здоровую и поддерживая её. Неподъёмное тело на секунду замирает в воздухе и быстро переносится в «укрытие».
Метод Раутека можно выполнять и втроем: действия те же, только второй курсант закидывает ноги пострадавшего себе на плечи, а третий – помогает поднять таз «раненого» на спину второго ученика.
Слаженная работа
Финальный аккорд – комплексная отработка. В центре зала лежат «тяжелораненые бойцы». Задача для курсантов – доползти до них под условным огнем. Пол в помещении превращается в полигон. Тела в камуфляже перемещаются в странном, почти инопланетном танце спасения.
«Жив?» – спросил боец, перевернув тело. Инструктор коротко бросает: «Ранение в ногу, без сознания».
Далее – знакомый до автоматизма танец. Жгут, громкое «Время!» и – начало эвакуации.
Курсант, тяжело дыша, переползает на другую сторону «пострадавшего», чтобы тащить его за плечи. Здоровые ноги бойца болтаются. Несколько метров до «укрытия» кажутся километром. Дыхание сбивается, пот заливает глаза, а мышцы горят огнем. Но алгоритм работает: толчок, переползание, снова толчок.
Когда они, наконец, достигают условной безопасности, наступает тишина, нарушаемая лишь тяжелым дыханием. Инструктор молча кивает, и в этом кивке чувствуется одобрение.
На другом конце комнаты ученики эвакуируют двухметрового тяжелого парня: его нужно быстро и безопасно извлечь из-под условного обстрела. Работа в команде выходит на первый план.
– Голову придерживай! Тяни на себя. Координируемся. Раз-два, взяли!
Обмякшее тело – неподъемная ноша. Но слаженная работа троих человек превращает хаотичные рывки в эффективный механизм. Используя специальные приемы, они за считаные секунды перемещают «раненого» в безопасную зону.
Лица красные, дыхание прерывистое, но в глазах – удовлетворение. Получилось. Сработались.
Все курсанты отработали пройденное. Занятие окончено. Но это не конец. Это лишь пауза перед следующим уроком, где навыки будут оттачиваться снова и снова.
Евгения ЗЛОБИНА
Фото автора




