История улицы Чичерина уникальна, это сплав советской архитектуры с большим социальным проектом.
Подобные архитектурные ансамбли, как их называли, «соцгорода», встречающиеся в разных уголках нашей страны, должны были стать образцом жизни и быта простой советской ячейки общества и показать всему миру, что такое социалистический образ жизни. Однако их возведение довольно быстро если не свернули, то основательно трансформировали. Калуге в этом смысле повезло – строительство «Искры» все же завершилось, хоть и растянулось во времени на несколько десятков лет.
Город, которого нет
– В начале 30-х годов ХХ века, когда индустриализация шла полным ходом, руководству страны стало очевидно, что рабочих строящихся предприятий необходимо было обеспечить не только нормальным жильем со всеми удобствами, но и соответствующей инфраструктурой. Основной задачей соцгородов было не только создание необходимых для комфортной жизни условий, но и внедрение социалистического равенства: каждый рабочий получает жилплощадь с доступной инфраструктурой рядом, причем в кратчайшие сроки. Так воплощалась в жизнь задумка о создании территорий – образцов советского быта.
На тот момент задачей архитекторов было создать такой район, где большую часть своего времени, в том числе и личного, советский гражданин проводил бы в коллективе. Ситуация стала меняться в середине тридцатых годов прошлого столетия, когда за проектирование образцовых советских районов взялись отечественные архитекторы. Они учли недостатки предыдущих планов: дороги между домами стали куда просторнее, сами здания прибавили этажей и постепенно превращались в образцы нового стиля – сталинского ампира.
Казалось бы, соцгорода, отлично выполнявшие свою роль – демонстрацию образцового советского урбанизированного пространства, должны были в конце концов стать основной единицей застройки городов СССР. Однако в их историю вмешалась Великая Отечественная война, уничтожившая огромный объем жилого фонда. Миллионы советских граждан остались без крыши над головой. Строительство соцгородов на тот момент было попросту нерентабельным. Поэтому до смерти Сталина последние еще достраивали или реставрировали поврежденные, а вот с приходом к власти Хрущёва началась эра панельных многоэтажек, да и концепция места коллективного быта и досуга постепенно уходила в прошлое.
Ар-деко для СССР
– Задуманный и осуществленный как самостоятельный жилой и общественный центр, поселок «Искра» для рабочих комбината ТЭЖЭ было задумано выстроить на ровном месте, без сноса старой постройки и порубок насаждений – на месте дороги в бывший Лаврентьевский монастырь.
Еще в конце 20-х годов здесь было начато широкое строительство деревянных бараков, размещавшихся параллельно друг другу и формировавших обособленные участки. Их возводили дирекции промышленных предприятий завода НКПС и ТЭЖЭстрой Главпарфюмерпрома.
В состав нового рабочего района по первоначальной мысли входили жилые здания, магазины, почта, ателье, больница, ясли и детсады, школы, библиотека, молочная кухня, предусматривалось многостороннее бытовое обслуживание населения. Все сервисы под боком, подчинены человеку труда.
В 1930 году начали строительство первого кирпичного здания на нынешней улице Пухова (архитектор М.Н. Ильенко).
Центром культурного и политического просвещения населения поселка являлся клуб, который стали возводить в начале 30-х годов. (архитектор А. Г. Климухин). Дворец культуры был заменой храма и инновационно-культурным центром того времени – предназначался для проведения митингов и собраний, а также организации спектаклей, концертов, литературных чтений, размещения выставок и музеев, читальных залов для работы с газетами, журналами, книгами и даже «пролетарских университетов», занятий спортом, обществ по изучению научных вопросов и повышения квалификации рабочих. По замыслу, время, которое человек проводил вне производства, принадлежало обществу.
Здания Дворца культуры интересно в архитектурном плане. Строгость фасадов пластически обогащена углубленными лоджиями, которые в дни празднеств становились трибунами для выступлений, выступ средней части фасада расчленен разнообразными оконными проемами. Основные объёмы следуют классическим правилам построения и обладают идеальной симметрией. Для стиля характерны стороны куба, квадраты и вентиляционные вставки, заполняющие фасады, от конструктивистского стиля сохраняются прямоугольные парапеты на крышах.
Заметим, что чистый конструктивизм в Калуге практически не представлен в том виде, в котором он бушевал в столице и крупных городах. Он пришел сюда сразу в виде постконстурктивизма. Преодолевая излишний аскетизм архитектуры авангарда, мы видим очень умеренное и аккуратное «обогащение» внешнего облика зданий деталями (портики, зубчики), ризалиты с вертикальным ленточным остеклением. Это неоклассические формы без неоклассической детализации.
Сегодня мы видим здание после нескольких реконструкций. Например, аттик с парапетами на крыше трансформировался в неполный четвертый этаж, а линейные лоджии были застеклены при борьбе за дополнительную площадь.
Своё лицо
– Архитектурный ансамбль улицы Чичерина окончательно сложился не сразу. Первые жилые здания были построены в начале 30-х годов со стороны улицы Пухова (в то время Ипподромной), а группа из пяти многоэтажных домов на перекрестке улицы Чичерина и переулка Чичерина (№ 14, 15, 13, 12, 10) выстроена перед Великой Отечественной войной. Остальные возводились постепенно, вплоть до конца 50-х. На облике фасадов отразилась смена архитектурных направлений – от конструктивизма до зданий с архитектурными излишествами и сборных панельных хрущевок 70-х. Однако все строительство осуществлялось по плану 1929 года с сохранением первоначального планировочного решения, с заданной этажностью и четкими параметрами. Поселок «Искра» как очаг новой социалистической культуры воплощал новый градостроительный принцип удовлетворения многосторонних жизненных запросов. Все очень разумно – книжный и мебельный магазины, булочная, овощной, гастроном, ателье, детские сады и ясли, больница, столовая, Дворец культуры, клуб… Город в городе.
Улица застраивалась с двух сторон, застройка шла по бульварной системе модной в то время концепции «сад-город» с зеленым буфером, разделяющим жилые массивы и зоны отдыха.
В первых «чичеринских» домах есть яркое конструктивистское начало с явным предчувствием сталинского ампира – все лапидарное, упрощенное, нет растительных орнаментов и завитков, доминирует четкая разлинованность; обилие архитектурных деталей, но не вычурных, а уместных.
Фасады домов постройки 50-х годов более богато декорированы скульптурными элементами. Это пример зрелой спокойной архитектуры. Здания строгие, но вместе с тем парадные, и соответствуют скорее образу не милого провинциального городка, а города, который стремился обрести черты крупного советского урбанизированного организма.
Помимо того что улица Чичерина в архитектурном смысле обладает удивительной образностью, она воспринимается как ансамбль, при том что создавалась в течение нескольких стилевых эпох – от 20-х до конца 60-х годов. Если ты делаешь классическую архитектуру, то используешь набор отработанных форм и по большому счету занимаешься комбинаторикой. Когда у тебя есть задача и чистая форма, в которой нужно расставить акценты и добавить образы, это сразу придает произведению отличительные черты.
Думаю, стоит подумать над тем, чтобы включить улицу Чичерина в экскурсионный маршрут Калуги. Это определенная эпоха и в архитектурном смысле. Здесь все интересно – от архитектурной мысли до реализованного разными архитекторами и в разные годы комплексного проекта в рамках единой концепции соцгорода. Важно относиться к подобным объектам как к истории. Отчего-то мы гораздо больше ценим и знаем то, что происходило 200–300 лет назад, чем то, о чем могут помнить еще наши родители. Для мировой архитектуры Россия ценна именно этим периодом, русским авангардом, постконструктивизмом, комплексным подходом к устройству жизни, который выразился и в формальных поисках, и, самое главное, – в результатах, в создании таких городов будущего, «витрин» эпохи, которая была и ушла и которую с каждым годом будет все сложнее понимать.
Калужский соцгород, несомненно, – образец культурного и архитектурного качества комплексной городской среды советской эпохи, которое нуждается в сохранении, изучении и развитии.
Уфа. Клуб тепловозоремонтного завода. Архитекторы В. М. Максимов, А. Г. Климухин. Год постройки – 1936-й. Объект культурного наследия.
Известный архитектор Иван Фомин пытался приспособить классический ордер к новой советской архитектуре. Продолжая работать со строгим тосканским ордером (гладкой тонкой колонной с небольшой простой капителью), архитектор начинает еще более упрощать формы, изменять пропорции, объединять эти элементы с простыми геометрическими объемами здания, гладкими, очищенными от всего стенами, и это приводит его к концепции «пролетарской дорики». В целом традиционные, но лаконичные и лишенные декора колонны мы видим на красных домах на улице Чичерина в Калуге и, к примеру, в сталинках соцгородка в Казани.
Улица Чичерина – первая из газифицированных в Калуге в ноябре 1954 года. На фото: в 35-й квартире дома № 13 работницы комбината СДВ Т. Избищева, О. Королева и М. Астахова готовят обед на газовой плите.
Ул. Пухова, 27. Фасад, выполненный в кирпиче, почти лишен декора. Объемная композиция строится на преобладании контрастных членений. Горизонтальные тяги между этажами в виде простой прямоугольной полочки (напуск кирпича), выделенные цветом цоколь и карниз подчеркивают протяженность фасада, выступы лестничных клеток в двух плоскостях с ленточным остеклением, вертикаль которых усилена контрастной покраской по оштукатуренной поверхности. Остроумная игра объемов, больших и малых. Объем внутри объема рождает пластику фасада, а за счет тяг усиливается горизонтальность.
«Строительство нового города – локомотив архитектурного ремесла. Новый город – как космический корабль, лицо эпохи, только сильное государство может себе такое позволить. В новом городе можно показать современные технологии строительства, жизнь, быт, инженерные достижения. Это был некий вызов старой Калуге, своего рода витрина, где в домах есть газ, есть аллеи и просторные дворы, развитый соцкульбыт. Комплексный проект, который постадийно и планомерно реализовывался, спустя век воспринимается как неотъемлемая часть городской ткани при уникальном единстве своего ансамбля».
Ольга КОНОВАЛОВА, фото Антона Забродского и из группы ВК «Старая Калуга»
Надо обязательно сходить и посмотреть. Меня заинтересовало!