В рамках XVII фестиваля искусств «Калужская осень» в галерее Дома музыки проходит выставка Нины Пановой «Воскрешение музыкой»
Творческая биография художницы обширна и разнообразна. Она занималась оформлением городских пространств и интерьеров, настенной росписью и книжной иллюстрацией, сценографией и театральными костюмами. Предпочитает графику живописи, для театральных работ использует смешанную технику.
Нарисовать музыку
– Нина Панова тронула меня своей честностью, своей скромностью. Здесь совершенно разные работы, и в них полная амплитуда эмоций – от печали и страха, предчувствия старости и одиночества до счастья и тихой радости. В каждой из них – история, – говорит заведующая отделом изобразительного искусства Лидия Гапонова.
И обычным зрителям, и музыкантам оказались близки образы и ассоциации художницы. «Шопениана» – изящные балерины-дюймовочки в пачках из цветов, «Вальс-фантазия» Глинки – кисти сирени, словно фейерверк на ночном небе, «Опаленное время – посвящение Георгию Свиридову» – противостояние огня и мрака, жизни и небытия.
– Может вдохновить и довольно мрачная, но глубокая музыка – «Пляска смерти», и музыка светлая – «Зимняя дорога» гениального Георгия Свиридова, – говорит художница.
Нина Панова окончила Республиканский художественный колледж в Душанбе и Львовский полиграфический институт. Член Международной ассоциации дизайнеров и Союза художников Таджикистана, награждена медалью президента Таджикистана «За выдающиеся заслуги в области искусства». Работала главным художником Русского драматического театра им. В. Маяковского и Академического драмтеатра им. А. Лохути в Душанбе, художником-постановщиком в тверском ТЮЗе и в театрах других городов. Поставила более 50 спектаклей.
От тьмы к свету
В жизни Нины Пановой было немало испытаний.
В 90-е в Таджикистане, где она жила и работала, разгорелась гражданская война. Вместо спокойной повседневности – поджоги, взрывы, обстрелы. Нина Панова уезжает в Тверь, потом возвращается: в Душанбе остались родители. Много лет жила и работала на две страны.
Для серии графических работ художница предложила развеску в форме креста. Это символ испытания: цикл «Больные этюды» она создает в 1995 году, находясь в больнице. Осмыслить и пережить тяжелый жизненный период помогло творчество. Она рисует странных, гротескных, но узнаваемых персонажей «театра абсурда», которым иногда кажется жизнь. Похожие герои появляются и в более поздних работах, рождая у зрителя множество ассоциаций. Мужчина и женщина внутри граненого стакана – таков их мир, их персональный ад. «Бабушка Весна» в венке из полевых цветов вызывает сначала улыбку, а потом оторопь: ее уже нет в мире живых, и смотрит она на зрителя из какого-то другого измерения, где все рядом – детство, молодость, похороны и могилка с крестом. Грани между мирами – сном и явью, мечтой и реальностью, детством и зрелостью, жизнью и смертью – в работах художницы очень тонки.
Нина Панова пишет стихи. Очаровывая красотой рифм и метафор, она бесстрашно вглядывается в бездну одиночества и боли, заговаривает, заклинает тоску и страх. На выставке, где картины и стихи рядом, особенно ясно можно увидеть это движение души от тьмы к свету и красоте.
Заброшенный рай
В 2019 году Нина Панова переезжает в Тарусу. Работы, посвященные этому городу, дарят ощущение радости и покоя, которое бывает только дома.
– Первая встреча с Тарусой произошла, когда я еще жила в Твери, – рассказывает художница. – Период был сложный, не было ни работ, ни зарплат, но была бесплатная библиотека. Я зачитывалась Паустовским. Он писал о Тарусе на Оке, многие его произведения были созданы именно там.
И мне захотелось в этот город. Однажды у нас были гастроли в Туле, я была на противоположном берегу Оки и сказала: «В следующей жизни я буду жить в Тарусе!» И вот, наступила следующая жизнь. Таруса очень хороша, это такой немножко заброшенный рай, но не надо его «цивилизовать».
Театральный роман
Нина Панова создала костюмы и декорации к десяткам самых разных спектаклей: драматических, кукольных, детских, музыкальных. Некоторые эскизы представлены на выставке.
– Были спектакли любимые, были и обязательные.
В Твери мне очень нравилось сотрудничать с режиссером Алексеем Злаказовым. Один из любимых спектаклей – «Закат» по пьесе Исаака Бабеля на музыку Александра Журбина. Зрители плакали, это была дань и Бабелю, и Журбину, а что-то, может быть, и мы сделали. История с театром продолжается. В Тарусе я делала «Оперу-шутку» Гайдна. Полгода назад в областном театре в Великих Луках работала над спектаклем «Господа Головлевы» по Салтыкову-Щедрину – как же современен этот автор!
Фестиваль «Калужская осень» продлится до 30 сентября. Музыкальная программа роскошна. Зрителей ждет встреча со старыми друзьями – квартетом саксофонистов и оркестром волынщиков City Pipes. Впервые участником фестиваля станет московский «ТеатрЪ умного зрителя». Артисты, среди которых есть звезды столичных музыкальных театров и участники популярных телепроектов, представят мюзикл-детектив «Девчонка в красной шапке».
Завершит «Калужскую осень» легендарная программа «КонтрАпункты» Муниципального камерного хора под управлением Маргариты Кулаевой: Филип Глас, Гия Канчели, Харальд Генцмер, Гэри Гибсон, Ян Кларк, Владимир Мартынов.
Екатерина ШЕВЕЛЕВА Фото автора