Запретить или оставить?

Вопросов к «двухколесным» участникам дорожного движения становится все больше

Мы регулярно пишем про проблемы, связанные с самокатами. И кажется, что все уже сказано, но появляется новый повод вернуться к разговору. Каждый день то из одного, то из другого региона поступают новости о том, что участниками ДТП становятся самокатчики. Они все чаще сбивают пешеходов, иной раз и сами попадают под колеса автомобилей. При этом возмущения, по большому счету, остаются «гласом вопиющего в пустыне». На тротуарах и дорогах самокатов меньше не становится, да и скорость у этих электромобильных тяжеловесов остается весьма высокой.

никто
не застрахован

Недавно под колеса самокатчика попал глава Удмуртии Александр Бречалов. Мужчина вышел на пробежку, где на него фактически наехал парень, передвигавшийся с девушкой на электросамокате.

«Парень не справился с управлением. Здорово, что без травм обошлось. При этом, не обращая внимания, он поехал дальше. У него явно мало навыков управления самокатом, а скорость была очень приличная, но, бог с ним, главу собьют, как в том фильме: «тельце тренированное», но у нас есть очень плохие случаи и летальные исходы», – рассказал Бречалов.

После этого  глава Удмуртии поручил профильному ведомству урегулировать правила эксплуатации парковок для электросамокатов, разработать безопасные маршруты, а также провести работу с компаниями, предоставляющими самокаты напрокат.

Что не запрещено, то можно?

Буквально через пару дней после ДТП в Удмуртии ТАСС сообщило, что на заседании Общественной палаты России представитель МВД РФ отметил: правила разрешают ездить на электросамокатах вдвоем, если конструкция предусматривает такую возможность.

– Одним из часто выявляемых правонарушений является поездка вдвоем на электросамокате, для этого не предназначенном. У нас в ПДД по средствам индивидуальной мобильности [СИМ] есть норма, что с учетом конструкции двоих можно перевозить, – сказал старший инспектор по особым поручениям отдела нормативно-правового регулирования и внешнего взаимодействия главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ Виктор Стельмах в ходе выступления в Общественной палате на круглом столе «Новые ПДД об электросамокатах: первые итоги».

При этом представитель ГИБДД отметил, что не знает такие виды СИМ, которые по конструкции позволяют перевозить нескольких людей, и подчеркнул, что правила дорожного движения будут корректироваться.

Тем временем, пока общественники и правоведы обсуждали,  что делать с самокатчиками, особенно катающимися вдвоем на одной «машине», в Сочи на пешеходном переходе тандем подростков сбил беременную женщину. Нерожденный младенец погиб, женщина находится в стационаре.

Пересчитать
по номерам

На этой неделе в Госдуме РФ сообщили, что готовят законопроект о госномерах для самокатов и об ограничении их скорости. По информации «Российской газеты», в законопроекте, по которому ведется дискуссия среди депутатов, имеются в виду и самокаты, и моноколеса, и прочие электрогаджеты.

По словам одного из авторов инициативы, первого зампреда Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Владимира Сипягина, предлагается полностью запретить движение по городским дорогам без номерных знаков средств индивидуального передвижения на автономной тяге.

– Прежде всего, для них должны быть запрещены такие действия, как движение со скоростью выше 25 км в час. На скорости выше такие малые устройства, как самокат, становятся неуправляемыми вне зависимости от мастерства водителя. Во-вторых, предложено запретить движение вдвоем на одном самокате. В-третьих, необходимо принять презумпцию виновности водителя самоката, велосипеда и любого другого средства передвижения, способного двигаться быстрее 10 км в час, при любом столкновении с пешеходом на тротуаре или «зебре, – рассказал депутат.

По сути, депутаты хотят признать самокаты, которые подчас обгоняют автомобили, полноценными участниками дорожного движения. Видимо, для того чтобы попытаться сохранить этот популярный у молодежи вид транспорта и интегрировать его в общий пешеходно-транспортный поток без негативных последствий. Но если он будет признан таковым, то на вождение самокатом, как и прочим автотранспортом с номерами, нужно будет получить права.  Тут появится еще больше вопросов: с какого возраста разрешат кататься на самокатах, как будет определяться вес и максимально допустимая скорость каждого «пешехода с моторчиком».

С места виднее

Пока на федеральном уровне решают, где поставить запятую в самокатном вопросе «запретить нельзя разрешить», в регионах на примере не только Удмуртии, но и Калуги начинают решать вопросы самостоятельно.

– Депутаты предложили подготовить перечень улиц, на которых следует запретить  беспорядочное движение самокатов, – сообщил в своем телеграм-канале по итогам совместного заседания комитетов Городской Думы первый зампредседателя Думы Александр Иванов.

Предоставить регионам возможность самостоятельно регулировать или даже ограничивать движение самокатчиков, с учетом исторических особенностей территорий, плотности населения, наличия выделенных линий для проезда, было бы, наверное, на данном этапе верным решением. А иначе без должного контроля и определения правового статуса двухколесные скоростные «машины» с завидной регулярностью будут становиться участниками ДТП, то сбивая пешеходов, то попадая под колеса авто.

Ольга СМЫКОВА, фото Марии Морозовой