Калужский драматический театр порадовал зрителей добротным спектаклем по классическому произведению
«Горе от ума» Александра Грибоедова поставил режиссер Роберт Манукян. Художник-постановщик Борис Шлямин уже знаком калужской публике по спектаклям «8 любящих женщин», «Чудеса в Простоквашино» и «Кьоджинские перепалки».
В новой постановке на сцене – шесть колонн, атрибут богатой городской усадьбы XIX века. Но это не просто колонны. В них можно спрятаться, как в футляр, что и делает, к примеру, Фамусов (Сергей Лунин), не желая слушать речи «карбонария» Чацкого.
И ВЕСЕЛ, И ОСТЁР
Кирилл Бессонов играет роль Чацкого вдохновенно. Его герой именно таков, каким описал его Грибоедов словами Лизаньки: «чувствителен, и весел, и остер». Он врывается в дом Фамусова под звуки зажигательного чардаша, который обрывает сонный лиричный вальс и мечты Софьи (Анастасия Семесенко). При его появлении поднимается занавес и расширяется пространство сцены. Чацкий пританцовывает, подпрыгивает, кружит Софью в вальсе. Произнося монологи и реплики, он смеется и пародирует знакомых. Со старыми приятелями Чацкий затевает шуточные поединки, но ни в одном из них не выходит победителем. С Молчалиным (Дмитрий Казанцев) словесная дуэль переходит в поединок на скрипичных смычках – и снова ничья.
Чацкому тут не рады: и «прислуживаться» он не готов, и жених незавидный. «Князь, назад!» – командует княгиня Марья Алексеевна своему супругу, посланному было завести знакомство с интересным холостяком ради трех незамужних дочек.
Веселость Чацкого постепенно исчезает, сменяясь разочарованием и горькой иронией. Возлюбленная его отвергает, смелые мысли и остроумные реплики вызывают только изумление и страх. Среди гостей в разноцветных нарядах только он в черном, подобно принцу Гамлету, тоже отверженному и объявленному безумным.
Интересно, что последнюю реплику «Карету мне, карету!» Чацкий-Бессонов произносит не в зал, а обратившись к Софье – значит ли это, что он готов простить ее вероломство? В финале, как некое альтер-эго Чацкого из наших дней, на сцену выходит «человек из зала» (Андрей Соловьев) – ведь со времен Грибоедова многое осталось неизменным.
«А СУДЬИ КТО?»
Фамусов в исполнении Сергея Лунина уверен в себе, хитер и предприимчив, он знает, чего хочет, и ловко манипулирует людьми. Читая нотацию Софье, Павел Афанасьевич достает вязание. Пытаясь соблазнить Лизаньку, скидывает халат и упражняется с гирей. Достойным женихом для дочери Фамусов видит полковника Скалозуба (Дмитрий Денисов). Играя с ним в бильярд, он незаметно выставляет шары на столе так, чтобы противник выиграл.
«А судьи кто?» – на этот вопрос спектакль дает ответ вполне определенный. Фамусов в своем кругу Зевс-громовержец: на его репликах раздаются раскаты грома. Лихим росчерком пера он, не глядя, подписывает бумаги, возможно, решая чьи-то судьбы. На балу, обсуждая безумие Чацкого, Фамусов встает за кафедру и берет в руки судейский молоток, а его гости подобны присяжным. Он выносит приговор Софье – «в глушь, в Саратов!» и неверным слугам. Впрочем, скорее всего, все останется по-прежнему. Зачем менять что-то в этом удобном, устоявшемся, устроенном «как надо» мирке?
НЕ БЫВАЕТ МАЛЕНЬКИХ РОЛЕЙ
В спектакле множество удачных ролей второго плана: очаровательный шулер Загорецкий в исполнении Михаила Кузнецова, графиня бабушка и графиня внучка – Надежда Бурнашова и Екатерина Клейменова, «либерал» Репетилов – Вячеслав Соколов.
Два жандарма в зеленых мундирах – Захар Машненков и Игорь Постнов – стоят в «колоннах-пеналах», как часовые, прислушиваются к разговорам, аккуратно задают вопросы, записывают ответы в книжечки. И – уводят со сцены Репетилова, «доигравшегося» в тайное общество, но, по сути, совершенно безобидного.
Хороша бойкая Лизанька в исполнении Елены Коротковой. Интересен Сергей Путинцев в роли Петрушки. Гости на балу, даже те, кто произносит всего пару реплик, – не статисты, но полноценные участники действия.
Диплом жюри фестиваля старейших театров «За верность лучшим традициям русской актёрской школы» спектакль «Горе от ума» получил совершенно заслуженно.
Екатерина ШЕВЕЛЕВА. Фото Виктора Кропоткина