Зеркало пластики и грации

В Инновационном культурном центре состоялся второй фестиваль «Танцсоюз»

Главная задача – поддержать молодых российских хореографов современного танца и режиссеров пластических спектаклей.

Творчество и общение

«Танцсоюз» стал событием всероссийского масштаба.

С 23 по 27 января наш город посетили порядка тысячи гостей из разных уголков страны – танцовщиков, хореографов, исследователей современного танца. Итоги масштабного форума мы подвели с соорганизатором фестиваля, руководителем Инновационного театра балета Ксенией Голыжбиной.

– Все, что существует в мире современного танца, все его сферы и направления встретились у нас в ИКЦ, – рассказывает Ксения. – Заявки на участие подали 169 хореографов. Победитель получил право поставить спектакль на труппу Инновационного театра балета. Эксперты отсмотрели все 169 постановок и отобрали 12 для показа в Калуге. Мы смогли оценить почерк каждого автора, понять, как он мыслит, что может предложить нашей труппе, задать ему вопросы во время обсуждения. Показы дополнял питчинг – защита проектов будущей постановки.

Среди экспертов и специальных гостей – главный редактор журнала «Балет» Валерия Уральская, хореограф Сергей Землянский, президент фестиваля DanceInversion  Ирина Черномурова, театральный критик Марина Райкина, главный режиссер Ярославского драматического театра Александр Созонов, доцент Ивановского университета Любовь Калмыкова. Продюсер фестиваля – Елена Панасенко, руководитель образовательного онлайн-проекта Dancehelp.

– Даже если хореограф не становится победителем «Танцсоюза», у него благодаря фестивалю появляется масса возможностей заявить о себе, – уверена Ксения Голыжбина. – На нашей площадке творческие люди знакомятся, общаются, получают предложения по продвижению своих спектаклей, проектов, идей.

Фестиваль «Танцсоюз» состоялся при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и министерства культуры и туризма Калужской области, а также Красноярского музыкального театра.

Поиск новых форм

Интересные и совершенно разноплановые спектакли дают представление о тенденциях современного танца. Хореографы ищут новые формы, и этот процесс в дни фестиваля не останавливался ни на минуту. Просмотры, обсуждения, лекции, кинопоказы, мастер-классы продолжались буквально нон-стоп.

– Сегодня актуальны коллаборации на стыке разных искусств, соединение на первый взгляд несоединимого, – рассказывает Ксения Голыжбина. – Например, танца и кино, танца и керамики, танца и слова, танца и разнообразных медиатехнологий. На фестивале мы увидели уникальный спектакль, все действие которого шло под живые голоса оперных певцов, и это было необыкновенно, завораживающе красиво. Еще одна актуальная тема, которой мы уделили особое внимание, – кинотанец. Каждое утро в кинотеатре ИКЦ шли показы кинотанцев, а эксперт фестиваля киновед Дина Верютина рассказывала об особенностях этого направления.

Победителями фестиваля стали хореографы Евгения Турушкина (Екатеринбруг) и Рафаэль Тимербаков (Челябинск), которые представили работу «Путники». Именно им предстоит трудиться над постановкой спектакля для Инновационного театра балета. Премьера состоится в июне.

В шаге от «Золотой маски»

Калуга стала одним из центров развития современного танца в нашей стране. Артистов Инновационного театра балета ждут в разных городах. Сразу после «Танцсоюза» труппа отправилась на гастроли в Калининград, в ближайших планах – Самара, Москва.

В этом году калужские танцовщики достигли небывалого успеха, став номинантами Российской национальной театральной премии «Золотая маска».

Два спектакля Инновационного театра балета уже попадали в лонг-лист премии: «Клаустрофобия» и «Это тебя касается». В этом году спектакль Инновационного театра балета «Метель» (хореограф-постановщик – Александра Иванова) вышел в финал «Золотой маски» в номинации «Лучший спектакль. Современный танец». В числе номинантов премии и художник-постановщик спектакля Анастасия Рязанова.

Обращение к истокам

До 16 февраля калужане могут увидеть в ИКЦ уникальную фотовыставку «Другая Цветаева», вернисаж которой состоялся в день открытия фестиваля «Танцсоюз».

Танцовщица, хореограф и педагог Валерия Цветаева была последовательницей Айседоры Дункан и многое сделала для развития современного танца в России. Она открыла в Москве студию «Искусство движения», которая работала с 1923 по 1932 год в статусе государственной и считалась одной из лучших в столице. Валерия Цветаева работала на стыке хореографии, циркового искусства и сценического движения. Из пластических экспериментов тех лет, в том числе наработок Цветаевой, выросла художественная гимнастика. Последние годы жизни Валерия Ивановна провела в Тарусе.

Архив студии «Искусство движения» считался утраченным, но несколько лет назад его случайно обнаружил в подвале общежития циркового училища педагог ГУЦЭИ, искусствовед Евгений Чернов.

В 2024 году он передал бесценные материалы в дар Музею семьи Цветаевых в селе Ново-Талицы, недалеко от Иваново.

Арт-проект «Другая Цветаева» – фантазия о жизни Валерии Цветаевой глазами современных ивановских фотографов и стилистов, ее пластические импровизации, воссозданные по архивным материалам студентами-хореографами Ивановского государственного университета.

В Калуге выставку представила куратор проекта, эксперт фестиваля Любовь Калмыкова.

– Ключевой идеей стала цикличность, повторяемость одних и тех же процессов в искусстве на разных этапах развития культуры, – считают авторы проекта. – То, что было революционным более ста лет назад, оказывается актуальным и сегодня.

Сотрудничество двух регионов, связанных с семьей Цветаевых, будет продолжаться.

 

Екатерина ШЕВЕЛЕВА

Фото Юлии Дударевой