Железнодорожная персона

Краевед Александр Максимов – о восстановлении из небытия имени славного инженера

На доме Носовых, расположенном на современной улице Кутузова, есть примечательная памятная доска. Интересна она тем, что повествует сразу о нескольких событиях: дом когда-то принадлежал Носовым; в 1875 году здесь находилось управление Ряжско-Вяземской железной дороги, где несколько месяцев служил писатель Глеб Успенский. Но нет даже упоминания о руководителе этого учреждения – Клавдии Немешаеве, личности без преувеличения государственного масштаба.

О ЧЁМ ГОВОРЯТ ФОРМУЛЯРНЫЕ СПИСКИ

О Клавдии Семеновиче Немешаеве мы знаем не так много. Прежде всего это данные кадровой службы Министерства путей сообщения (МПС) Российской империи, хранящиеся в Российском государственном историческом архиве. Таких формулярных списков  обнаружено три:  когда Клавдию Семёновичу было 37 лет, второй – 41 год, третий – 51 год.  Все списки рукописные, поэтому некоторые записи прочитать трудно.

Он родился в 1849 году в семье коллежского секретаря, православный. Сведений о месте рождения, о родителях, о братьях и сестрах, о начальном образовании нет. В 1871 году окончил полный курс наук в Институте инженеров путей сообщения в Санкт-Петербурге по первому разряду. Это означало получение им звания гражданского инженера со знанием производства строительных работ и чина коллежского секретаря при вступлении в государственную службу.

Далее начинается его профессиональная карьера на этом поприще. Сначала инженер на Тамбово-Саратовской железной дороге, потом на Сестрорецкой, через четыре года – на Поти-Тифлисской, еще через два – на Рязано-Козловской, потом переведен на Закавказскую, а в 1884-м – он уже штатный инженер VII класса на Тамбово-Саратовской железной дороге.

В 1890 году приказом по Министерству путей сообщения К. Немешаев назначен начальником службы пути Сызрано-Вяземской железной дороги, а в  1892-м назначен уже начальником СВЖД.

Чрез два года он становится начальником Юго-Западных ж. д. с оставлением штатным инженером по МПС; далее работает в портовом присутствии Одессы и Рени в Бессарабской губернии.

В 1905 году Клавдий Немешаев назначается министром путей сообщения и членом Госсовета. Однако через год он был уволен с должности министра и вернулся на пост начальника Юго-Западных железных дорог. В составе Госсовета его фамилию мы видим вплоть до 1917 года, когда были уволены все члены Госсовета в связи с известными событиями.

С приходом Советской власти Немешаеву нашлось место в Комитете государственных сооружений ВСНХ, который занимался тогда всей строительной деятельностью государства: сооружение железных дорог, водного хозяйства, шоссейных дорог, вспомогательных сооружений по транспорту (элеваторы, холодильники, морские порты), городское, сельское строительство и промышленное строительство.  После работы в Народном комиссариате путей сообщения Немешаев с 1923 по 1927 год был членом  правления Октябрьской железной дороги.  Умер Клавдий Семёнович    8 июня 1927 года в Ленинграде.

УПРАВЛЯЮЩИЙ И ПРОСВЕТИТЕЛЬ

Шесть с половиной лет Немешаев служил в Калуге в управлении СВЖД и почти четыре года был ее управляющим. Нет сомнений, что этот период стал хорошим трамплином в его профессиональной карьере. Свою деятельность на СВЖД он начал в 1890 году в службе пути, как раз в том году, когда была образована казенная СВЖД путем слияния выкупленных казной трех бывших частных железных дорог: Ряжско-Вяземской, Ряжско-Моршанской и Моршанско-Сызранской.  Клавдий Семенович добился высокой рентабельности СВЖД, благодаря этому о нем как о специалисте и управленце было очень высокое мнение как в Министерстве путей сообщения, так и лично у императора.

Значительным вкладом К. С. Немешаева в развитие социальной инфраструктуры Калуги можно считать открытие двухклассного училища для детей служащих Сызрано-Вяземской железной дороги (ныне ул. Ленина, 9). Клавдий Семенович вместе с женой Анной Петровной принимали активное участие в организации спонсирования, строительства здания, подборе штата его преподавателей.

Проект здания составлен архитектором А. М. Кулаевским, который позже проектировал здание  второго, ныне действующего, вокзала железнодорожной станции Калуга. Здание училища проектировалось и строилось с учетов требований того времени к зданиям учебных заведений – «обилие света, воздуха, чистоты». Формально считалось, что  училище предназначено для детей служащих СВЖД, но, как свидетельствуют данные Государственного архива Калужской области, в нем получали начальное образование и дети калужан, не служащих на СВЖД, и дети крестьян окрестных сел. Классы были смешанными.

Известен Немешаев в Калуге и как попечитель Калужского железнодорожного училища. Он прекрасно понимал, что успех предприятия  во многом зависит от подготовки кадров. Программа двухгодичного обучения включала такие предметы, как физика, математика, экономическая география, бухгалтерия, право, а также собственно техническое устройство и эксплуатация железных дорог. Немешаев лично контролировал, чтобы прикладные дисциплины преподавали специалисты-практики самого высокого уровня.

За время управления К. С. Немешаевым Юго-Западными железными дорогами возросла их доходность при систематическом понижении провозных плат. При нем же было установлено бесперегрузочное сообщение с дорогами Австрии, в Одессе организован склад леса, идущего из Галиции. В 1895 г. на Юго-Западных дорогах было восемь школ с 1904 учащимися, в 1904 г. – 30 школ с 6231 учащимся. Учреждено общество призрения сирот служащих на Юго-Западных дорогах, с приютом и двухклассным училищем.

За большой вклад в развитие Юго-Западной железной дороги  две ее станции были названы в честь К. С. Немешаева:  «Немешаево» и «Клавдиево».

Представляется целесообразным сохранить историческую память о значительном вкладе Клавдия Семеновича Немешаева в развитие социальной инфраструктуры Калуги в виде мемориальной доски на здании купца Носова (ул. Кутузова, 2), где с 1874 по 1918 год располагались управление Ряжско-Вяземской железной дороги, управление Сызрано-Вяземской железной дороги, служба сбора Сызрано-Вяземской дороги, а с 1890 по 1896 год в управлении СВЖД  служил Клавдий Семенович.

Формулярные списки дают скудную информацию о семейном положении Клавдия Семеновича. Он был дважды женат. Первый брак, 1881 года, с Анной Петровной Еронкиной, был признан Правительственным Синодом недействительным как незаконный. Дело в том, что до оформления брака с Немешаевым  А. Еронкина была замужем за гвардии поручиком Петром и уличена им в прелюбодеянии. Поручик расторг брак, а Рязанский Епархиальный суд принял решение о наказании
А. П. Еронкиной безбрачием. О продолжительности первого брака и наличии в нем детей сведений нет.

Вторым браком К. С. Немешаев был женат на Марии Густавовне  Лист (1873–1918), которая в своем первом браке была за потомственным почетным гражданином Отто Листом. Нет сведений о детях К. С. Немешаева от этого брака. Но, как приводится в последнем формулярном списке, у К. С. Немешаева и  М. Г. Лист  была приемная дочь Вера, удочерение которой было оформлено 20 декабря 1911 года. В 1914 году Клавдий Семёнович оформил ей отчество и права на потомственное дворянство. Интересно, что в электронном издании «Возращенные имена» мы встречаем имя Веры Клавдиевны Немешаевой 1903 года рождения в числе репрессированных.

Александр МАКСИМОВ

Фото предоставлены автором

Начальник Ю.-З. жел. дор. К. С. Немешаев издал комитетам библиотек, служащих по линии Ю.-З. ж. д., распоряжение, в котором, указывая на недостаточную организацию библиотечного дела, вследствие чего число лиц, пользующихся библиотеками, является крайне незначительным по сравнению с громадным личным составом дорог, предлагает немедленно избрать в комитеты новых членов, интересующихся библиотекой; пересмотреть и изменить сообразно местным условиям правила пользования книгами; пополнить библиотеки книгами общеобразовательного характера; избрать из своей среды библиотекарей, которые в состоянии были бы указывать подписчикам подходящие умственному развитию каждого книги, и, наконец, обратить внимание средств библиотеки путем устройства спектаклей, чтений и литературно-музыкальных вечеров. В заключение своего распоряжения К. С. Немешаев обещает комитетам свое полное содействие всякому благому начинанию на пользу библиотечного дела.

Журнал «Железнодорожник», 1905 год

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *