Краевед Александр Максимов – о восстановлении из небытия имени славного инженера
На доме Носовых, расположенном на современной улице Кутузова, есть примечательная памятная доска. Интересна она тем, что повествует сразу о нескольких событиях: дом когда-то принадлежал Носовым; в 1875 году здесь находилось управление Ряжско-Вяземской железной дороги, где несколько месяцев служил писатель Глеб Успенский. Но нет даже упоминания о руководителе этого учреждения – Клавдии Немешаеве, личности без преувеличения государственного масштаба.
О ЧЁМ ГОВОРЯТ ФОРМУЛЯРНЫЕ СПИСКИ
О Клавдии Семеновиче Немешаеве мы знаем не так много. Прежде всего это данные кадровой службы Министерства путей сообщения (МПС) Российской империи, хранящиеся в Российском государственном историческом архиве. Таких формулярных списков обнаружено три: когда Клавдию Семёновичу было 37 лет, второй – 41 год, третий – 51 год. Все списки рукописные, поэтому некоторые записи прочитать трудно.
Он родился в 1849 году в семье коллежского секретаря, православный. Сведений о месте рождения, о родителях, о братьях и сестрах, о начальном образовании нет. В 1871 году окончил полный курс наук в Институте инженеров путей сообщения в Санкт-Петербурге по первому разряду. Это означало получение им звания гражданского инженера со знанием производства строительных работ и чина коллежского секретаря при вступлении в государственную службу.
Далее начинается его профессиональная карьера на этом поприще. Сначала инженер на Тамбово-Саратовской железной дороге, потом на Сестрорецкой, через четыре года – на Поти-Тифлисской, еще через два – на Рязано-Козловской, потом переведен на Закавказскую, а в 1884-м – он уже штатный инженер VII класса на Тамбово-Саратовской железной дороге.
В 1890 году приказом по Министерству путей сообщения К. Немешаев назначен начальником службы пути Сызрано-Вяземской железной дороги, а в 1892-м назначен уже начальником СВЖД.
Чрез два года он становится начальником Юго-Западных ж. д. с оставлением штатным инженером по МПС; далее работает в портовом присутствии Одессы и Рени в Бессарабской губернии.
В 1905 году Клавдий Немешаев назначается министром путей сообщения и членом Госсовета. Однако через год он был уволен с должности министра и вернулся на пост начальника Юго-Западных железных дорог. В составе Госсовета его фамилию мы видим вплоть до 1917 года, когда были уволены все члены Госсовета в связи с известными событиями.
С приходом Советской власти Немешаеву нашлось место в Комитете государственных сооружений ВСНХ, который занимался тогда всей строительной деятельностью государства: сооружение железных дорог, водного хозяйства, шоссейных дорог, вспомогательных сооружений по транспорту (элеваторы, холодильники, морские порты), городское, сельское строительство и промышленное строительство. После работы в Народном комиссариате путей сообщения Немешаев с 1923 по 1927 год был членом правления Октябрьской железной дороги. Умер Клавдий Семёнович 8 июня 1927 года в Ленинграде.
УПРАВЛЯЮЩИЙ И ПРОСВЕТИТЕЛЬ
Шесть с половиной лет Немешаев служил в Калуге в управлении СВЖД и почти четыре года был ее управляющим. Нет сомнений, что этот период стал хорошим трамплином в его профессиональной карьере. Свою деятельность на СВЖД он начал в 1890 году в службе пути, как раз в том году, когда была образована казенная СВЖД путем слияния выкупленных казной трех бывших частных железных дорог: Ряжско-Вяземской, Ряжско-Моршанской и Моршанско-Сызранской. Клавдий Семенович добился высокой рентабельности СВЖД, благодаря этому о нем как о специалисте и управленце было очень высокое мнение как в Министерстве путей сообщения, так и лично у императора.
Значительным вкладом К. С. Немешаева в развитие социальной инфраструктуры Калуги можно считать открытие двухклассного училища для детей служащих Сызрано-Вяземской железной дороги (ныне ул. Ленина, 9). Клавдий Семенович вместе с женой Анной Петровной принимали активное участие в организации спонсирования, строительства здания, подборе штата его преподавателей.
Проект здания составлен архитектором А. М. Кулаевским, который позже проектировал здание второго, ныне действующего, вокзала железнодорожной станции Калуга. Здание училища проектировалось и строилось с учетов требований того времени к зданиям учебных заведений – «обилие света, воздуха, чистоты». Формально считалось, что училище предназначено для детей служащих СВЖД, но, как свидетельствуют данные Государственного архива Калужской области, в нем получали начальное образование и дети калужан, не служащих на СВЖД, и дети крестьян окрестных сел. Классы были смешанными.
Известен Немешаев в Калуге и как попечитель Калужского железнодорожного училища. Он прекрасно понимал, что успех предприятия во многом зависит от подготовки кадров. Программа двухгодичного обучения включала такие предметы, как физика, математика, экономическая география, бухгалтерия, право, а также собственно техническое устройство и эксплуатация железных дорог. Немешаев лично контролировал, чтобы прикладные дисциплины преподавали специалисты-практики самого высокого уровня.
За время управления К. С. Немешаевым Юго-Западными железными дорогами возросла их доходность при систематическом понижении провозных плат. При нем же было установлено бесперегрузочное сообщение с дорогами Австрии, в Одессе организован склад леса, идущего из Галиции. В 1895 г. на Юго-Западных дорогах было восемь школ с 1904 учащимися, в 1904 г. – 30 школ с 6231 учащимся. Учреждено общество призрения сирот служащих на Юго-Западных дорогах, с приютом и двухклассным училищем.
За большой вклад в развитие Юго-Западной железной дороги две ее станции были названы в честь К. С. Немешаева: «Немешаево» и «Клавдиево».
Представляется целесообразным сохранить историческую память о значительном вкладе Клавдия Семеновича Немешаева в развитие социальной инфраструктуры Калуги в виде мемориальной доски на здании купца Носова (ул. Кутузова, 2), где с 1874 по 1918 год располагались управление Ряжско-Вяземской железной дороги, управление Сызрано-Вяземской железной дороги, служба сбора Сызрано-Вяземской дороги, а с 1890 по 1896 год в управлении СВЖД служил Клавдий Семенович.
Формулярные списки дают скудную информацию о семейном положении Клавдия Семеновича. Он был дважды женат. Первый брак, 1881 года, с Анной Петровной Еронкиной, был признан Правительственным Синодом недействительным как незаконный. Дело в том, что до оформления брака с Немешаевым А. Еронкина была замужем за гвардии поручиком Петром и уличена им в прелюбодеянии. Поручик расторг брак, а Рязанский Епархиальный суд принял решение о наказании
А. П. Еронкиной безбрачием. О продолжительности первого брака и наличии в нем детей сведений нет.
Вторым браком К. С. Немешаев был женат на Марии Густавовне Лист (1873–1918), которая в своем первом браке была за потомственным почетным гражданином Отто Листом. Нет сведений о детях К. С. Немешаева от этого брака. Но, как приводится в последнем формулярном списке, у К. С. Немешаева и М. Г. Лист была приемная дочь Вера, удочерение которой было оформлено 20 декабря 1911 года. В 1914 году Клавдий Семёнович оформил ей отчество и права на потомственное дворянство. Интересно, что в электронном издании «Возращенные имена» мы встречаем имя Веры Клавдиевны Немешаевой 1903 года рождения в числе репрессированных.
Александр МАКСИМОВ
Фото предоставлены автором
Начальник Ю.-З. жел. дор. К. С. Немешаев издал комитетам библиотек, служащих по линии Ю.-З. ж. д., распоряжение, в котором, указывая на недостаточную организацию библиотечного дела, вследствие чего число лиц, пользующихся библиотеками, является крайне незначительным по сравнению с громадным личным составом дорог, предлагает немедленно избрать в комитеты новых членов, интересующихся библиотекой; пересмотреть и изменить сообразно местным условиям правила пользования книгами; пополнить библиотеки книгами общеобразовательного характера; избрать из своей среды библиотекарей, которые в состоянии были бы указывать подписчикам подходящие умственному развитию каждого книги, и, наконец, обратить внимание средств библиотеки путем устройства спектаклей, чтений и литературно-музыкальных вечеров. В заключение своего распоряжения К. С. Немешаев обещает комитетам свое полное содействие всякому благому начинанию на пользу библиотечного дела.
Журнал «Железнодорожник», 1905 год