Живая нить традиций

Лаковая миниатюра вполне может стать брендом нашего города

Хмурые, забрызганные мокрым снегом городские улицы, серые стены хрущёвок, бегущие по тротуарам пешеходы, закутанные в шарфы, – такую картину в предзимнюю пору видит обычный горожанин. Совершенно другое увидит в этом сюжете художник.

– Когда нет вдохновения, я просто смотрю в окна нашей мастерской – и в голове рождаются идеи для новых работ, – рассказывает Екатерина, ученица отделения лаковой живописи. – Вот, взгляните на панельную многоэтажку напротив. С виду она скучная, серая, заурядная. Но давайте посмотрим на неё иначе. На торце дома красуется облицовка, созданная по мотивам калужской народной вышивки. Таких домов в городе много. Мало кто знает, но использование народного узора на хрущёвках – уникальная черта Калуги. Я вдохновилась этим и решила создать несколько лаковых шкатулок в виде домов, в которых передам эту местную изюминку, – показывает свои эскизы молодая художница.

Учится девушка под руководством художника лаковой миниатюрной живописи, преподавателя декоративно-прикладного искусства и народных промыслов Калужского областного колледжа культуры Галины Левицкой.

Я обратилась к ней, чтобы больше узнать об истории лакового искусства, о том, как оно развивается в нашем городе и как современные урбанистические мотивы в лаковой живописи сменили привычные для этого промысла цветочные и сказочные сюжеты.

Из Федоскино в Калугу

Родилась лаковая миниатюра в Китае, в глубокой древности. В Европу это искусство попало в XVII веке, а XVIII столетие со своей барочной изысканностью внесло лаковую миниатюру в список самых желанных предметов. Изящные коробочки для шитья, бонбоньерки, чайные шкатулочки, табакерки и сигаретницы загадочно мерцали в дворцовых будуарах и господских кабинетах, а затем переместились в более скромные дома зажиточных горожан.

В это время промысел стал развиваться и в России. В окрестностях Москвы и Петербурга появилось множество мастерских, но уцелели лишь четыре крупных центра: Федоскино, Палех, Холуй и Мстёра. Промысел стал популярным.

Со временем «исконно шкатулочных» мастеров на рынке подвинули иконописцы, которых  ХХ век оставил без работы. Многие мастера духовной живописи переквалифицировались в художников по лаку.

– Калужская лаковая живопись тесно перекликается с федоскинской. Как и там, она выполняется маслом, – говорит Галина Михайловна. – В остальных центрах традиционно используется темпера. Именно из Федоскино в наш город в 1980-х годах пришёл лаковый промысел. На базе горпромкомбината был организован цех-мастерская, где и производились изделия лаковой миниатюры. По приглашению из  Федоскино приехал бывший директор их местного производства Юрий Хамутийников и специалисты, мастера-художники. Вместе с этим в Калугу был взят целый курс выпускников, молодых специалистов из ростовского художественного училища. Многие так и осели в Калуге, обзавелись семьями, получили квартиры. Советское государство оказывало лаковой живописи поддержку, и за счёт этого искусство развивалось. Но грянула перестройка.

Предприятия стали реорганизовываться, в том числе и цех лаковой живописи. Часть художников вышла в свободное предпринимательство, но кто-то остался приверженцем старого ремесла. Таких было немного: производство лаковой миниатюры слишком трудоёмкий и тяжёлый процесс.

Премудрости изготовления

Когда берёшь в руки лаковую шкатулку, кажется, что она сделана из древесины. Однако это не так. Изделия выполняются из папье-маше.

– Всё начинается с древесного картона, который навивается на различные формы и прессуется. Заготовка обязательно вываривается в масле, грунтуется, шпатлюется и много раз лакируется, послойно наносится рос-

пись. Иногда мы внедряем в работу декоративные материалы, такие как перламутр, золото, серебро. Это добавляет изделию фактурности и глубины.

Из-за большого количества обработок заготовки для лаковой живописи становятся достаточно прочными и крепкими. Думаю, они даже крепче дерева, – поясняет мастер.

Местный колорит

Несмотря на то что в нашем городе этот промысел развивается сравнительно недавно и во многом перекликается с федоскинским письмом, всё же у лаковой миниатюры калужского производства есть свои уникальные черты. Галина Михайловна говорит, что незнающему человеку трудно сходу найти эти отличия. Когда существовал цех на горпромкомбинате, мастера старались изготавливать продукцию в основном канцелярского назначения: альбомы, папки, записные книжки, в оформление которых внедряли элементы лаковой живописи. Это отличало калужские изделия от изготовленных в других городах. Самобытность была и в сюжетах. Местные мастера старались ориентироваться на особенности культуры и традиций Калужского края. Например, если изображали девушек, то непременно в традиционном для нашей местности костюме. Или, рисуя улицу или дворик, часто использовали знакомые калужанам архитектурные объекты: Гостиные ряды, храмы, Каменный мост, палаты Коробовых и другие известные здания города.

На шкатулках, брошах и медальонах художники нередко изображали жучков, птиц и растения, свойственные  нашему краю. Всё это придавало лаковой миниатюрной живописи неповторимость и региональный колорит.

Тяжело в учении

– В колледже культуры мы готовим мастеров лаковой живописи и обращаем внимание учащихся именно на особенности местной архитектуры и традиций, учим их видеть красоту рядом с собой, в обычных вещах, активно берём в творчество калужские мотивы. Наши художницы любят изображать не только традиционные сюжеты, но и придумывают и немало оригинальных современных идей. Благодаря этому изделия выглядят актуально и интересно.

– В процессе обучения художники также выполняют много копий с известных картин. Это помогает ребятам лучше понять построение композиции, подсмотреть удачные цветовые и тональные решения и потом использовать эти навыки в своих авторских работах. В то же время, учащиеся творчески адаптируют изделия, совмещая с технологическими возможностями лаковой живописи. Работы хорошо смотрятся в интерьере.

Любуясь филигранными изделиями учениц Галины Михайловны, я не могла не пообщаться с молодыми художницами. Девушки в один голос говорят, что промысел лаковой миниатюры им очень нравится. В дальнейшем они хотели бы продолжить им заниматься и создавать что-то необычное. К сожалению, былого предприятия лаковой живописи в Калуге нет, поэтому мастерицы думают о том, чтобы по окончании колледжа уехать в другие города, где промысел активно живёт, например в Федоскино.

Думаю, лаковая миниатюра легко могла бы стать узнаваемым брендом нашего города. Шкатулки, женские украшения и броши были бы прекрасными сувенирами для гостей Калуги.

Надеюсь, живая нить лаковой традиции никогда не прервётся, и яркие миниатюры будут радовать ещё не одно поколение калужан.

Екатерина СЕМЁНОВА

Фото автора