Живи и чувствуй!

Алиса Кузнецова увлечена театром и кино, она реконструктор и создатель военно-исторического проекта «Дай жизни, Калуга!»

На ее счету роли в калужском ТЮЗе и в короткометражных фильмах. В настоящее время снимается в клипах группы RADIO TAPOK. Съемки проходят на студии «Военфильм» в Медыни. В колледже культуры и искусств Алиса осваивает социально-культурную деятельность, а в КГУ им. К. Э. Циолковского – профессию логопеда. Состоит в Союзе военно-исторических клубов «Батальон» и коллекционирует предметы времен Великой Отечественной войны.

– Алиса, расскажи о проекте «Дай жизни, Калуга!».

– Он направлен на сохранение исторической памяти, патриотическое воспитание молодёжи. Стараемся с помощью своих выставок, интерактивных площадок знакомить с историей интересно, наглядно и точно. В планах у нас фото- и кинореконструкции. Хотим, чтобы все помнили подвиги наших предков, а мы поможем – сделаем всё возможное, максимально достоверно, душевно и жизненно.

А началось все с моей любви к военному кино, ещё с подросткового возраста. Меня завораживала эстетика той эпохи: искренние эмоции, особый юмор, отношения, построенные на дружбе и настоящих чувствах. Эти фильмы были пропитаны чем-то большим, чем просто сюжет, – духом времени, который хотелось сохранить.

В настоящее время все наши проекты не коммерческие, мы работаем за идею. Название проекта родилось из строчки песни Вадима Козина – «Дай жизни, Калуга!». Мне казалось, что оно идеально передает нашу цель – давать жизнь историям, памяти, тем ценностям, о которых нельзя забывать.

– Молодая девушка и серьезные исторические кинопроекты. Это довольно необычно. Как ты оказалась в актерской профессии?

– Всё началось с детства. Я любила советские фильмы – могла пересматривать их бесконечно, повторяя слова и действия за героями. Причём каждый раз я представляла себя в образе разных персонажей. Тогда я впервые поняла: хочу связать жизнь с актерством. Уже в детском саду педагоги отмечали мою выразительность и отличную память, поэтому доверяли самые длинные и сложные стихи. И я справлялась безупречно. А вот главные роли в постановках давались не сразу.

Дальше был школьный театр. Я играла, но удовольствия не получала, потому что там царила атмосфера, далекая от настоящей командной работы. К счастью, я нашла своё место в Детском образцовом театре «Салют». Мы много гастролировали, выступали в разных городах, и со временем театр стал для меня вторым домом. Но однажды мой педагог сказала: «Ты должна двигаться дальше» – и предложила попробовать силы в Театре юного зрителя.

Этот день я запомнила навсегда. После общего прослушивания главный режиссер ТЮЗа Михаил Алексеевич Визгов беседовал с каждым наедине. А когда объявили результаты, оказалось, что из всех претендентов с первого раза прошла только «девочка в оранжевой футболке» – это была я.

Конечно, я очень хотела сниматься в кино. Правда, не знала, как туда попасть. Случай представился в 2022 году: я записалась на мероприятие, проходящее на Красной площади, где выступала регулировщицей. Так я открыла для себя мир военно-исторической реконструкции.

Реконструкторы не только занимаются организацией патриотических мероприятий, но и досконально знают историю. Благодаря этому опыту я попала в кино – сначала в военные фильмы, а затем и в другие проекты.

– Помнишь свою первую роль? Какие эмоции ты тогда переживала?

– Моим настоящим театральным дебютом стала роль Маленькой Разбойницы из «Снежной Королевы». Я так глубоко погрузилась в этот образ, перечитала все, что могла найти о персонаже, разбирала каждую реплику. До сих пор уверена, что она вовсе не отрицательный герой.

Режиссер как-то сказал: «Разве может быть плохой девочка, которая идет против своей семьи, отпускает пленников и плачет вместе с ними?» Эти слова стали для меня настоящим открытием.

А до этого у меня была другая запоминающая роль – одного из чертей в спектакле «Чертёнок № 13». До сих пор считаю, что эта роль повлияла на формирование моего характера.

Но были и непростые роли. Баба-яга в 12 лет – это вызов. Мне никак не удавалось представить себя взрослой, чтобы по-настоящему вжиться в этот образ. Играть тех, кто младше легко, кто старше – сложнее. Ещё одной сложной ролью для меня была роль Тети-утки. Как ребенок может понять эту взрослую усталость, материнскую заботливость? Непросто перевоплотиться из ребёнка во взрослую женщину.

– Какой самый ценный совет ты получила от мастеров? Тот, что действительно помог тебе расти.

– Самый важный урок звучал примерно так: «Перестань изображать и начни существовать в роли». Мне объяснили, что зритель мгновенно чувствует фальшь. Неважно, играешь ты трагедию или комедию – если ты не проживаешь это здесь и сейчас, а просто копируешь какие-то шаблоны, это будет пусто. Особенно запомнились три правила: откажись от кривляний, не бойся быть смешной и задавай себе вопрос «Зачем моему герою это говорить или делать?»

– Есть ли актеры или режиссеры, чье творчество тебя вдохновляет?

– Моё сердце навсегда отдано советскому кинематографу – там была какая-то особенная искренность и глубина. Из актрис обожаю Надежду Румянцеву, её Тосю из «Девчат», фильм могу пересматривать бесконечно! В ней столько жизненной правды, простоты и обаяния – именно к такой игре я стремлюсь. Из актеров-мужчин восхищаюсь Вячеславом Тихоновым – его Штирлиц для меня пример сдержанной актерской работы.

А что касается любимых режиссеров, то это Юрий Чулюкин, который умел делать кино одновременно легким и глубоким («Девчата»), Леонид Гайдай и его комедии («Иван Васильевич меняет профессию») и Станислав Ростоцкий и его пронзительные драмы («А зори здесь тихие»).

– Что тебе все же ближе: кино или театральные роли?

– Это сложный выбор. Кино казалось мне недосягаемой мечтой. Но я всегда мечтала в него попасть, поэтому начинала с малого: массовки, эпизоды в военных проектах. Я ведь не только перед камерой стояла, работала и по ту сторону: помогала с костюмами, реквизитом, снималась у начинающих режиссеров в Калуге. Это бесценный опыт – видеть изнутри, как рождается кино.

А театр – мгновенная магия, где нельзя переснять и исправить. Здесь и сейчас.

Но есть принципиальная разница. В кино ты можешь остаться в истории – твой образ сохранится на экране, и даже через годы зрители будут узнавать тебя в кадре.

В театре ты растворяешься в моменте – после спектакля остаются только воспоминания.

– Над чем работаете сейчас? Какие проекты нас ждут в ближайшее время?

– На данный момент принимаю участие в двух проектах. Первый – съемки клипов для музыкальной группы RADIO TAPOK, они проходят на студии «Военфильм» в Медыни. Участвую в проекте «Наследие победителей», где мы создаем военные клипы. Особенно ценно, что в производстве заняты профессиональные реконструкторы – это гарантирует историческую достоверность и особую атмосферу.

Также проходят съемки в сериале «Школьники». Работа в этом проекте – как возвращение в юность. Удивительно доброжелательная съемочная группа создает ту самую теплую «школьную» атмосферу не только на экране, но и за кадром.

 

Анна МАКАРОВА

Фото из личного архива Алисы Кузнецовой