Как реализуется закон о запрете использования мобильных телефонов во время учебных занятий
19 декабря прошлого года в силу вступил закон о запрете для учащихся пользоваться средствами связи во время учебных занятий. Исключение составляют случаи, если возникает угроза здоровью учителей и учеников или другая экстренная ситуация. Мы попытались разобраться, как на практике исполняется новый закон и кто отвечает за коробочку с детскими телефонами.
Важно знать
Согласно закону, приносить смартфон в школу всё ещё можно, их не запретили. Школьники могут иметь его при себе для связи с родителями. Не запрещается использовать смартфон и во время перемен, в раздевалках, в столовой. Запрет действует только на использование девайсов во время уроков. Однако есть исключение: школьник может воспользоваться смартфоном на уроке в экстренных ситуациях, связанных с угрозой жизни или здоровью. В образовательных целях пользоваться гаджетами нельзя.
Ещё важно знать, что запрещены не все гаджеты. На уроках нельзя использовать «средства подвижной радиотелефонной связи»: смартфоны, телефоны, планшеты, смарт-часы, то есть устройства, в которые вставляется SIM-карта и которые могут обеспечить ученику связь и доступ в интернет. Но этот запрет не касается школьных компьютеров, ноутбуков, телевизоров, интерактивных досок, девайсов для людей с ограничениями.
Отметим, что подобные ограничительные меры на использование мобильников и гаджетов сегодня существуют в целом ряде стран. Реализацию закона на практике возложили на педагогов и администрацию школы. Поэтому учебные заведения могут обсуждать с родителями, будут ли собирать смартфоны у учеников и как это будет проходить. Например, родители могут договориться, что учителя будут собирать телефоны в отдельную коробку или же дети оставят девайсы на столе учителя.
Первые результаты
О том, как в Калуге на практике реализуется новый закон, рассказала директор школы № 15 Татьяна Дроздова.
– Многие школьники используют мобильные телефоны не для того, чтобы найти полезную информацию по учёбе, а исключительно для игры и развлечений. Администрация школы неоднократно беседовала с учащимися о том, что смартфоны на уроке использовать нельзя, ещё до принятия соответствующего закона. Но некоторые дети запрет нарушали. Когда использование телефонов запретили на законодательном уровне, мы сконцентрировали на этом внимание школьников и ознакомили их с новыми правилами. Хочу отметить, что играть в гаджеты на уроках дети стали меньше.
Говоря о реализации нового закона, хочется особо отметить, что на школу ложится огромная ответственность за сохранность смартфонов учащихся. Перед уроком учитель собирает все телефоны в коробку, но вдруг один из них пропадёт? Некоторые телефоны достаточно дорогие. Место хранения гаджетов школьников у нас пока до конца не определено. Думаю, в ближайшем будущем мы продумаем этот момент и сделаем процесс сбора и хранения смартфонов более удобным и надёжным. Пока, как и во многих других школах, ученики складывают их перед уроком в отдельную коробку. Претензий ни со стороны родителей, ни со стороны школьников к этому не было.
Если говорить в целом, то мы рады этому закону. В наше время дети слишком много времени проводят в интернете и, к сожалению, забывают про живое общение. Грустно видеть, как практически все школьники на переменах сидят в телефонах. Это очень вредно даже с медицинской точки зрения. Поэтому как директор школы я однозначно поддерживаю новый закон и уже вижу первые положительные результаты.
Как бы чего не вышло
Однако встречаются и противоположные мнения. Мама семиклассника Галина М. считает, что запрет на использование в школе телефонов может сыграть злую шутку:
– У моего ребёнка телефон перед уроком забирают и складывают на учительский стол. А вдруг какая-то экстренная ситуация – как он сможет со мной связаться? Мне важно, чтобы я всегда могла ему позвонить и узнать, всё ли в порядке.
Взволнованных родителей можно успокоить: еще раз повторим, что использовать телефон в критической ситуации, при угрозе жизни и здоровью, никто не запрещает. Более того, в каждой школе и в каждом классе есть родительские чаты. В непредвиденной ситуации учитель может быстро уведомить всех родителей и передать им необходимую информацию.
Культура общения
А вот как комментирует ситуацию учитель начальных классов Евгения Александровна К.
– Иногда я наблюдаю такую картину: начинается первый урок и у детей начинают звонить будильники. У одного, у второго, у третьего… А младшие школьники не всегда умеют сами его выключить, приходится останавливать урок и помогать малышу. Только проходит череда звенящих будильников, начинается череда звонков от родителей. А когда звонит мама, ребёнок не может не взять трубку. Как правило, вопрос один: «Как у тебя дела?» Согласитесь, подобные вопросы можно обсудить и после школы, дома, а не по телефону во время урока. Дети отвлекаются от занятий, это вредит учёбе. Я рада, что теперь телефоны перед уроком все организованно сдают. Родители об этом оповещены и знают, что в учебное время ребёнку бесполезно звонить. Думаю, новый закон поможет сформировать культуру телефонного общения и у детей, и у их родителей. Всё-таки нужно понимать, когда можно пользоваться телефоном и в каких целях, а когда это неуместно и даже вредно.
Как мы видим, кто-то поддерживает нововведения, кто-то не совсем с ними согласен. В какую сторону изменится ситуация и помогут ли новые меры, покажет время.
Екатерина СЕМЁНОВА
Фото из открытых источников