Во дворике Музея ремесла, архитектуры и быта почти каждый год появляются ледяные скульптуры
– Вы молодец! Очень здорово получилось. Ведь правда? – обращается пожилая женщина к художнику Александру Лондареву.
Она тут же достает телефон и начинает фотографировать.
– С этого ракурса лучше, – подсказывает Александр Александрович. – Все писатели сразу видны.
Действительно, если выбрать правильную точку, то одним нажатием кнопки можно снять сделанных из снега Толстого, Гоголя, Пушкина, а также литературного героя рассказа Толстого Филипка.
– Одна женщина пришла, спрашивает: «Это Филипп Киркоров?» – смеется художник.
Затем берет небольшую железную ванну, наполняет ее снегом, добавляет немного воды и все это тщательно размешивает лопатой.
– Раствор надо подготовить, – объясняет он, показывая на ледяной столб-заготовку.
Внимание к деталям
Четвертым снежным автором должен стать Маяковский. Сначала Александр Лондарев накидывает на заготовку получившийся раствор, а потом руками быстро лепит мощные подбородок, скулы, нос. Снег моментально замерзает, превращаясь в ледышку.
– Самое сложное – успеть наметить характерные черты, затем уже что-то можно будет подправить. Когда работаешь с водой, руки особо не мерзнут. Иногда так увлекаюсь, что мороза вовсе не чувствую, – говорит художник.
Лондарев работает ловко и быстро. На глазах небольшой публики снежный столб обретает знакомые со школьной скамьи черты.
– Надо обязательно штаны ему еще сделать и паспорт. Помните, как он писал: «Я достаю из широких штанин!» – декламирует художник, не отвлекаясь от работы.
Если присмотреться к его снежным скульптурам, то у каждой из них не только легко узнаваемые черты лица, но и какие-то характерные атрибуты одежды. Так, на плечи Гоголя наброшена шинель, наряд Пушкина – накидка.
От глины до снега
Это только кажется, что лепить из снега легко. Прежде чем приступить к работе, художник тщательно изучает внешность писателя. Делает его бюст из глины и лишь потом принимается за снег.
– Я пробовал вчера сделать Маяковского, – показывает в мастерской бюст поэта Лондарев. – У него, конечно, еще больше челюсть. Скульпторы часто увеличивают ему нижнюю часть лица.
На столе раскрытая книга с фотографиями портретов и скульптур Маяковского. Тут же стоит небольшой бюст Гоголя. Лицо один в один как у литературного снеговика на улице.
– Гоголя узнают по прическе и по носу, – говорит Лондарев. – Я его и раньше лепил, например для школы № 22. Толстого с Пушкиным часто делаю, руки работают на автомате, уже сами помнят их черты.
Толстой – Дед Мороз
Во время новогодних праздников во двор музея заглядывало много туристов.
– Были москвичи, гости из Питера, Екатеринбурга, даже из Магадана приезжали, – рассказывает Лондарев.
Директор музея Владимир Ткаченко и художник Александр Лонадарев подготовили несколько уличных выставок. А так как снега выпало много, решили слепить и скульптуры. Изначально Александр Александрович хотел сделать елку и Деда Мороза. Стал лепить главного снежного волшебника, а вышел Толстой. Да так точно – и нос, и рот, и даже морщины видны на лбу.
– Единственное – у Толстого еще больше должна быть борода, – придирается к своей работе Лондарев. – Узнают писателя именно по бороде.
Если погода позволит, во дворе музея обязательно появится и горка, но необычная.
– Чтобы непросто – раз и прокатились, а чтобы сквозь ледяное кольцо пролезли, – говорит Лондарев. – Как-то женщина одна в такой горке застряла. Мы ее за ноги вытаскивали.
Поскольку скульптуры писателей понравились калужанам, летом на их месте появятся писатели уже из более прочного материала – цемента.
Елена Французова