Калужский художник создает скульптуры из снега и льда в центре города

Во дворике Музея ремесла, архитектуры и быта почти каждый год появляются ледяные скульптуры

– Вы молодец! Очень здорово получилось. Ведь правда? – обращается пожилая женщина к художнику Александру Лондареву.

Она тут же достает телефон и начинает фотографировать.

– С этого ракурса лучше, – подсказывает Александр Александрович. – Все писатели сразу видны.

Действительно, если выбрать правильную точку, то одним нажатием кнопки можно снять сделанных из снега Толстого, Гоголя, Пушкина, а также литературного героя рассказа Толстого Филипка.

– Одна женщина пришла, спрашивает: «Это Филипп Киркоров?» – смеется художник.

Затем берет небольшую железную ванну, наполняет ее снегом, добавляет немного воды и все это тщательно размешивает лопатой.

– Раствор надо подготовить, – объясняет он, показывая на ледяной столб-заготовку.

Внимание к деталям

Четвертым снежным автором должен стать Маяковский. Сначала Александр Лондарев накидывает на заготовку получившийся раствор, а потом руками быстро лепит мощные подбородок, скулы, нос. Снег моментально замерзает, превращаясь в ледышку.

– Самое сложное – успеть наметить характерные черты, затем уже что-то можно будет подправить. Когда работаешь с водой, руки особо не мерзнут. Иногда так увлекаюсь, что мороза вовсе не чувствую, – говорит художник.

Лондарев работает ловко и быстро. На глазах небольшой публики снежный столб обретает знакомые со школьной скамьи черты.

– Надо обязательно штаны ему еще сделать и паспорт. Помните, как он писал: «Я достаю из широких штанин!» – декламирует художник, не отвлекаясь от работы.

Если присмотреться к его снежным скульптурам, то у каждой из них не только легко узнаваемые черты лица, но и какие-то характерные атрибуты одежды. Так, на плечи Гоголя наброшена шинель, наряд Пушкина – накидка.

От глины до снега

Это только кажется, что лепить из снега легко. Прежде чем приступить к работе, художник тщательно изучает внешность писателя. Делает его бюст из глины и лишь потом принимается за снег.

– Я пробовал вчера сделать Маяковского, – показывает в мастерской бюст поэта Лондарев. – У него, конечно, еще больше челюсть. Скульпторы часто увеличивают ему нижнюю часть лица.

На столе раскрытая книга с фотографиями портретов и скульптур Маяковского. Тут же стоит небольшой бюст Гоголя. Лицо один в один как у литературного снеговика на улице.

– Гоголя узнают по прическе и по носу, – говорит Лондарев. – Я его и раньше лепил, например для школы № 22. Толстого с Пушкиным часто делаю, руки работают на автомате, уже сами помнят их черты.

Толстой – Дед Мороз

Во время новогодних праздников во двор музея заглядывало много туристов.

– Были москвичи, гости из Питера, Екатеринбурга, даже из Магадана приезжали, – рассказывает Лондарев.

Директор музея Владимир Ткаченко и художник Александр Лонадарев подготовили несколько уличных выставок. А так как снега выпало много, решили слепить и скульптуры. Изначально Александр Александрович хотел сделать елку и Деда Мороза. Стал лепить главного снежного волшебника, а вышел Толстой. Да так точно – и нос, и рот, и даже морщины видны на лбу.

– Единственное – у Толстого еще больше должна быть борода, – придирается к своей работе Лондарев. – Узнают писателя именно по бороде.

Если погода позволит, во дворе музея обязательно появится и горка, но необычная.

– Чтобы непросто – раз и прокатились, а чтобы сквозь ледяное кольцо пролезли, – говорит Лондарев. – Как-то женщина одна в такой горке застряла. Мы ее за ноги вытаскивали.

Поскольку скульптуры писателей понравились калужанам, летом на их месте появятся писатели уже из более прочного материала – цемента.

Елена Французова