Название села Колодяссы, что в Хвастовичском районе, а в старину в Жиздринском уезде, и понятное и непонятное одновременно. На сайте «Хвастовичи.ру» есть рассказ со ссылкой на неназванные исторические документы, согласно которым 400 лет назад некий барин, проезжая на охоту, нашел в чаще леса два родника с ключевой водой. И так ему понравились эти ключи, что основал он здесь село. Отсюда пошло и название.
Правда это или вымысел, не скажем, но название действительно имеет отношение к воде. Только вот сам топоним отличается от ему подобных, встречающихся даже и в Калужской области, но в других местах. Все они Колодези, как, например, в Износковском и Медынском районах.
Колодяссы на протяжении столетий звучали и писались по-разному. На карте Калужского наместничества 1779 года видим: Колодисцы. На карте 1796 года село обозначено как Колодези. Смотрим дальше и обнаруживаем в «Списке населенных мест Калужской губернии по сведениям 1859 года», изданном в 1863 году, еще один вариант названия – Колодязцы. Наверное, в 1796 году картографы просто унифицировали это название, чтобы не мучиться с проверками и перепроверками. Хотя, может быть, у них были и другие основания.
Топоним Колодясцы, или Колодязцы имеет более древнюю форму, чем Колодези, о чем свидетельствуют летописи. В знаменитом сказании о Белгородском киселе, изложенном в Лаврентьевской летописи, читаем:
«…повеле женамъ створити цежь, в немь же варять кисель, повеле ископати колодязь».
А вот почему колодязи вдруг превратились сначала в топоним Колодязцы, а затем и в Колодяссы, вопрос ясный. Слово колодязцы имеет форму множественного числа от колодязец. «Словарь русского языка XI – XVII в.в.» приводит пример употребления этого слова в одной из купчих грамот 1518 года:
«А пожня к тое деревне на углу у Мологи возле колодязец»
Колодезец-колодязец, как и еще одно словцо с таким же корнем – колодезек – уменьшительное от колодезь—колодязь.
Тут важно, что написание в русском языке, хоть и считается приближенным к произношению, все же от него отличается. Например, звонкие согласные перед шипящими и ц оглушаются, поэтому писали колодязцы, а произносили колодясцы. А уже потом ц перешло в с под влиянием предыдущего с. Так, возможно, Колодязцы превратились в Колодяссы.
Традиционно считается, что название «Колодяссы» указывает на связь с колодцами. Но мы уже упоминали легенду о происхождении села, где говорится не о колодцах, а об источниках и родниках. Все-таки колодец в нынешнем понимании немного отличается от родника.
Согласно летописям и историческим документам, слово колодязь или колодезь имело несколько значений. Одно из них то же самое, что и у нынешнего колодца: «вырытая в земле яма с укрепленными стенками в виде деревянных срубов для накопления воды». В сказании о Белгородском киселе имеется в виду именно вырытый колодец. Топонимист Андрей Барандеев в книге «История географических названий» напоминает, что бывали и колодязи для накопления соленой воды, приводя в пример одну из грамот Великого Новгорода и Пскова XV века:
«Есть на бору колодязь солоноц а тьи колодязь Федору и Лаврентею и Обросиму истьцистити (вычистить)».
Но были и другие значения. Например, памятник истории и географии XVII века «Книга Большому Чертежу» неоднократно упоминает колодези, называя ими небольшие реки и ручьи:
«А на усть реки Рылы пал в Семь колодезь Дубна».
Здесь уже точно речь не о колодце. А в случае с Колодяссами даже не о родниках, а о родничках, ручейках или небольших речках. Впрочем, родники могли быть и большими, но местные жители относились к ним с трепетом и уважением, отсюда не столько уменьшительная, сколько ласкательная форма колодязец.
Однако это лишь предположение, основанное на географии места. Ведь Колодяссы располагаются на древнем пути на юг через некогда бескрайние Брынские леса. А уж там, наверняка было много вот таких ручьев и родников, которые и назывались колодязями-колодезями.