Главный по «Лампочке»

«Почетные граждане» – так называется новый виртуальный проект архива новейшей истории. Это звание возродилось в СССР 55 лет назад. Сегодня сформированы личные фонды почетных граждан Калуги: Д. Д. Куликова, Е. И. Киреева, В. И. Кирюхина, А. Я. Унтилова и других. Наш рассказ – о первом директоре Калужского радиолампового завода Равиле Рахимовиче Зайнетдинове.

Наделенный от природы разными талантами, он мог стать прекрасным музыкантом, однако уфимскому мальчишке из большой семьи судьбой было уготовано иное предназначение.

«Ты будешь учиться!»

Равиль Зайнетдинов родился 1 января 1924 года в Уфе. Отец работал проводником на железной дороге, он рано умер. Мать – домохозяйка. Чтобы содержать семью, старшей дочери Сайме пришлось идти на завод. После девяти классов Равиль окончил один курс  авиационного  техникума, учебу прервала война. В 1942 году его мобилизовали и направили в Севастопольское училище зенитной артиллерии. С 1943 до 1947 года он служил Родине в должности командира взвода.

О войне у Равиля Рахимовича остались тяжелые воспоминания. В записках его дочери Лилии Жулиной читаем:

«Помню по маминым рассказам один момент: когда убили весь его артиллерийский расчет, закончились боеприпасы, он сел на землю и стал насвистывать, мысленно готовясь к смерти. В это время началось мощное наступление наших войск – это его и спасло… Когда в школе мне задали сочинение на военную тему, отец не захотел ничего рассказывать. Я тогда даже обиделась: уж очень хотелось описать какой-нибудь интересный случай и получить пятерку. Больше о войне мы с ним не разговаривали. Мама рассказывала, что он часто кричал во сне, – ему снилось, что немцы мучают маму и нас с сестрой. В 80-е папа выступал по центральному телевидению, после этой передачи ему написал боевой товарищ, а потом приезжал к нам в гости – случай как в кино. С фронта он пришел в шинели, прожженной на боку: ночевать приходилось в лесу, у костра».

После войны жили трудно, и Равиль решил работать. Но сестра настояла: «Нет, ты будешь учиться». Сайма заштопала военную форму, и все годы учебы студент в ней и проходил. 

В 1952 году Равиль Зайнетдинов окончил Уфимский авиационный институт и был направлен в Калугу. 28-летний молодой специалист приехал сюда вместе с женой. 

Музыка и природа

Равиль Рахимович обожал музыку. Дочь вспоминала: «Он с пластинки, на слух, подобрал на мандолине 

«Итальянскую польку» Рахманинова и играл ее на концертах художественной самодеятельности. Дома звучали «Риголетто», «Травиатта» и «Кармен». Эти три оперы он, а вслед за ним и мы с сестрой, могли петь с любого места. Они ему возвращали хорошее настроение. Отец обладал способностью оставлять все неприятности за порогом. Мама рассказывала: если он приходил домой и напевал, это верный признак того, что что-то случилось. Она звонила Нине Павловне Елистратовой, председателю завкома, и все узнавала». 

Когда в семье появилось пианино, чтобы дочери могли заниматься музыкой, Равиль частенько садятся за инструмент: музыкант-самоучка с удовольствием наигрывал на слух разные мелодии, напевая.

Он очень любил природу – пение птиц, походы за грибами, вставал рано утром послушать соловьев, вдыхая полной грудью воздух, и от избытка чувств начинал петь.

«Однажды, проезжая мимо цветущего поля, он вдруг остановил машину, – пишет в воспоминаниях Лилия Равильевна. – Оказалось, решил посмотреть, как пчелы собирают нектар с растений. Не случайно потом увлекся пчеловодством. Между ульями ставил себе раскладушку – уж больно нравился ему воздух на пасеке. Мед считал лучшим лекарством от всех болезней и ел с чаем только его, не признавая никакого варенья».

Жена его поддерживала во всем, поэтому он не любил, когда она уезжала надолго.

«Я без тебя всегда болею»,

– говорил он. 

«Когда мама заболела, папа делал все возможное, но болезнь прогрессировала. Характер у нее был самоотверженный – до конца она старалась быть всем полезной, вела хозяйство. Мама всю жизнь проработала врачом-гематологом, сначала на Станции переливания крови, потом – в областной, заведовала терапией в четвертой больнице и,  конечно, знала, что ее ожидает. Нам с сестрой говорила: «Я вас выучила, выдала замуж, а дальше все зависит от вас». До сих пор на улице люди подходят и спрашивают: «Вы Зай-нетдинова? А меня ваша мама лечила, она меня от смерти спасла»,

– вспоминает дочь.

Но жизнь продолжается. Через два года Равиль Зай-нетдинов женился на Любови Кузнецовой, медицинской сестре, с которой познакомился в поликлинике. «Поначалу нам с сестрой было тревожно, но когда мы с ней познакомились ближе, то успокоились. Она оказалась доброй и хорошей женщиной, готовила для папы любимые блюда, ухаживала за ним, и отец снова почувствовал вкус к жизни. Мы подружились с ее дочерью Олей, а наши дети выросли вместе – папа для всех стал любимым дедушкой. Все вместе они ездили в детский лагерь «Восход» от завода, куда раньше ездили и мы с сестрой. Он говорил: «Этот лагерь я для вас строил». Навещая внуков, они с Любовью Сергеевной привозили целое ведро беляшей, конфеты, фрукты».

РОДНАЯ «ЛАМПОЧКА»

На КЭМЗ Зайнетдинов работал сначала инженером, потом начальником цеха. Затем по рекомендации директора КЭМЗ Куликова в феврале 1959 года был назначен директором нового радиолампового завода – «руководителем почтового ящика № 48» – так первоначально назывался будущий завод. Но тогда предприятие существовало только на бумаге – его надо было не просто построить, но и наладить производство. Днем образования завода считается другая дата – 22 декабря 1960 года.

«Я была совсем маленькой, когда строился завод. Помню только, как папа каждый день рано утром уезжал в высоких болотных сапогах на грузовике на работу… А какая радость была, когда состоялся праздник первой лампочки!»

– писала Лилия. 

Почти 28 лет своей жизни – с 1959 по 1986 год – Зайнетдинов посвятил строительству, становлению и росту своего детища – КРЛЗ, одного из передовых предприятий электронной промышленности.

В цехах по производству радиоламп поддерживалась необыкновенная чистота, у каждой монтажницы была спецодежда, а перед началом работы и после любого перерыва тщательно мыли руки. Чтобы исключить монотонность, в течение дня включали разнообразную музыку: то  спокойную, то более быструю. А чтобы всем было комфортно, у каждой монтажницы были наушники. 

Средний возраст заводчан тогда был 21 год. Молодежь вовлекалась в общественную жизнь завода, а комсомольская организация насчитывала в своих рядах более 2000 человек. Ежегодно накануне дня рождения завода проводили конкурсы мастерства, которые выявляли лучших работников. В театре проходило торжественное мероприятие, на котором подводили итоги, вручали дипломы, подарки, выступал коллектив заводской самодеятельности, а в завершение – обязательно танцы. 

С каждым годом наращивались мощности. В 1961 году освоили производство радиоламп типа 6Ж1П и 6Н1П на деталях собственного производства. В июне 1967-го на заводе выпустили 100-миллионную лампу, а предприятию вручили орден Трудового Красного Знамени. Трем изделиям от «Лампочки» был присвоен Государственный знак качества. В 1982 году выпускается 100-миллионное изделие нового профиля – микросхема.

С участием заводчан построен зал «Юбилейный», где проходили «Огоньки», а в соревнованиях заводских коллективов непременно учитывалось участие в спортивной жизни завода. Обязательной была производственная гимнастика. «Лампочка» построила четыре детских сада. Летом дети отдыхали в пионерлагере «Восход», а взрослые – в пансионате «Электроника» в Адлере.

Равиль Рахимович был в курсе всех событий в коллективе – присутствовал на еженедельных «днях качества», заседаниях профкома и завкома, в любое время его можно было встретить в цехах.

По словам дочери, последние годы на пенсии были для него нелегкими.

«Как-то он сказал, что последних 10 лет жизни ему уже не надо: «Я 27 лет строил и не могу смотреть, как все теперь разваливается. Если бы были силы, я бы завод миллионером сделал. Я знаю как, но только кто меня сейчас послушает». 

В июле 1982 года на заводе торжественно заложили капсулу с образцами выпускаемой продукции и обращением к потомкам 2000 года. И в положенный день – 22 декабря 2000 года – капсулу извлекли и зачитали письмо к заводчанам ХХI века. 

По сценарию Равиль Рахимович должен был выйти на сцену, держа в руках ту самую первую лампочку, что до сих пор хранится в заводском музее.  Но этого не случилось: за месяц до этого события Зайнетдинова не стало.

Звание «Почетный гражданин города Калуги» было присвоено ему в 2021 году.

Ольга Коновалова

Благодарим сотрудников ГАДНИКО,  а также Лилию Равильевну Жулину за помощь в подготовке материла.

Посетители раздела «Виртуальные выставки» на сайте Госархива документов новейшей истории Калужской области (https://archive.admoblkaluga.ru/pochetgra) могут ознакомиться с первыми электронными публикациями о наших современниках – почетных гражданах Калуги и Калужского края.