Юлия Крылова – о том, как стала пилотом и почему так любит небо.
На Всероссийских соревнованиях по авиационным гонкам на Кубок Великой Победы, которые состоялись 8 мая в Волгограде, из 24 пилотов в классе реактивных самолетов Юлия будет единственной женщиной.
Она тренируется в Калужской области на аэродроме Орешково.
Летать – нормально
– Я с детства знала, что летать – это нормально. Мой папа окончил летное училище, потом – Московский авиационный институт, но так и не стал летчиком. Он выбрал другую специальность. А через несколько лет папа сказал: «Я не прощу себе, если не буду летать». Он пошел в клуб ДОСААФ и получил пилотское свидетельство, чтобы крутить высший пилотаж над домом. А еще мы часто всей семьей путешествовали на самолете Як-18Т – ночевали в палатках на берегу рязанского водохранилища, летали над Доном.
Моя сестра еще школьницей уехала в Курск учиться летать на Яке-52. А я, наоборот, «заземлилась» – 10 лет была геологом, потом 12 лет работала в строительстве. Был период, когда я занималась молочным производством. Все это привело меня к открытию собственного бизнеса – брендингового агентства.
Однажды муж позвал меня на аэродром Орешково и прокатил на реактивном самолете Л-29 «Дельфин». Это так меня захватило! В детстве и не возникало мыслей о том, чтобы летать самой, а теперь даже запах керосина люблю больше, чем запах бензина. Иногда я сомневаюсь, лететь сегодня или не лететь, но каждый раз возвращаюсь на землю другим человеком.
Миллион за полёт
– Сначала я прошла индивидуальное обучение на реактивном самолете Л-29. Затем получила пилотское удостоверение в Москве. Много девушек становятся пилотами, но потом все упирается в финансы. Вот и мы с мужем сначала построили карьеру, а уже потом начали летать.
Взять в аренду самолет практически невозможно, поэтому частным пилотам приходится его покупать. Самолет в летном состоянии сопоставим по цене с хорошей машиной.
Мы стараемся искать партнеров и спонсоров, чтобы поддерживать интерес к малой авиации. В России уже третий год проходят Русские авиационные гонки. Конечно, это затратно, но по мере роста популярности авиационного спорта и пилотажных групп появляется все больше крупных компаний, которые хотят сотрудничать с нами.
В авиационных гонках нет женского зачета, поэтому я соревнуюсь с мужчинами. Пока у меня почетное первое место от конца. Нет никакого спортивного азарта или желания победить, потому что я участвую в гонках с такими асами, за которыми невозможно угнаться. Моя задача – соревноваться с собой. Но, конечно, я буду рада занять место и повыше. Это реально, если пройти трассу без ошибок.
Женский коллектив
– За свой короткий летный срок я успела познакомиться со многими летчицами, поэтому не чувствую, что нахожусь в мужском коллективе.
Я вдохновляюсь опытными авиатрисами. Мне повезло познакомиться с единственной оставшейся в живых летчицей женского авиаполка «Ночные ведьмы» Галиной Брок-Бельцовой. Меня восхитили ее громкий голос, ясный ум и бьющая через край жизненная энергия.
К сожалению, есть и другая сторона. В этом году женщинам запретили поступать в Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза А. К. Серова. Меня поразило, как много людей выступает против набора женщин. Они используют разные аргументы: например, что женщин набирают с поблажками, что потом они не летают и женскому летному союзу будет за них стыдно. Я считаю, что нужно сделать правила строже и брать тех, кто действительно может и хочет летать. Проблему декрета тоже можно решить.
Иногда и нагрузку на женские репродуктивные органы используют как аргумент. Но женщина сама несет ответственность за свое здоровье.
Конечно, везде есть исключения, но я считаю, если человек рожден летать, он должен летать.
Старость не приговор
– Мы также боремся с медкомиссиями. Сейчас в России для частных пилотов очень строгие требования. Мы проходим полное медицинское обследование, начиная от гинеколога и заканчивая гастроскопией, с определенного возраста. За границей требования мягче – я встречала летчиц старше 70 лет. Комиссия принимает решение, будет ли летать человек, всего за час-два. Главное, чтобы руки-ноги были на месте и психиатр и окулист разрешили полеты. В России с возрастом список врачей и анализов увеличивается в несколько раз. Я надеюсь, что все изменится, потому что при таких условиях частным пилотам не светит летать в 80 лет. А мы хотим летать.
Из Италии на Камчатку
– Этим летом итальянские пилоты захотели посетить Камчатку. Такую идею предложил русский эмигрант Денис Лосев, который много лет живет и работает в Италии, но родился на Камчатке. Денис нашел меня в соцсетях и предложил сделать женский экипаж, который покажет итальянцам, где камчатские крабы зимуют (смеется).
В свою команду я позвала подругу Наталью Дмитриеву, у которой огромный опыт в маршрутных полетах. Она облетела на гидроплане почти всю Россию, говорит, что для нее любая река – это взлетно-посадочная полоса. Полет по маршруту – сложная история. Надо все время быть на связи с диспетчером, соблюдать правила доклада, переходить с частоты на частоту, из зоны в зону. Это большая, серьезная работа, поэтому я выбрала Наталью как опытного штурмана и пилота.
Из-за специальной военной операции на Украине итальянцы перенесли полет на 2023 год. Никто не знает, будет ли открыто небо летом, как будут развиваться события. Такое путешествие планируется заблаговременно – мы уже договорились с администрациями городов, итальянский Discovery Channel собирался снимать фильм о нашем путешествии. Но пока это остается мечтой, которая, надеюсь, сбудется в следующем году.
– Что вы можете посоветовать тем, кто тоже хочет летать?
– Подписывайтесь на летчиков в соцсетях, начинайте дружить, проситесь приехать в гости на аэродром. А дальше вам все расскажут. Я уверена, что каждый, у кого есть сильное желание, обязательно найдет свой путь.
Анна Канашина. Фото Антона Забродского