Ещё играя в юношеской команде, Саша Павлов прокручивал в голове разные тактические схемы
В свои 72 Александр Евгеньевич подтянут, стремителен, активничает в соцсетях, живо интересуется историей, политикой, в курсе мировых футбольных новостей, продолжает тренировать мальчишек в спортивной школе «Калуга». С ним очень интересно смотреть футбол – он тонко чувствует психологию игры, его комментарии часто предвосхищают ход событий на поле.
– Александр Евгеньевич, как начиналась ваша футбольная жизнь?
– Как и у большинства моих сверстников (улыбается). Из всех видов спорта больше других нравился футбол. Первым моим тренером стал Юрий Аркадьевич Круглов. Большого таланта футболиста я в себе никогда не ощущал, но зато я всегда знал, как и что надо делать на поле. В голове прокручивал разные тактические схемы. И после игр часто анализировал: почему то-то и то-то не получилось.
– Значит, талант тренера проснулся у вас еще в ранней юности?
– О тренерском поприще я тогда не задумывался. Перед армией играл в первенстве области за команду КЭМЗ. Надеялся, что в армии попаду в спортроту. Но стал рядовым Дальневосточного таежного гарнизона. Какой там футбол. Зима – минус 56 градусов! Вот тогда-то в карауле, в десяти шерстяных портянках, в трёх тулупах и двух шапках, я и задумался о смысле жизни.
– Никогда не было желания оставить эту очень сложную, ответственную и совсем неденежную профессию – детского тренера?
– Ни разу!
– Однако однажды вы стали главным тренером взрослой команды мастеров.
– Да. Был такой эксперимент в 1998-м. Очень трудное время и нефутбольное… Однако я согласился на предложение генерального директора «Локомотива» Сергея Шалаева. Принял в середине сезона команду, находящуюся на последнем месте в зоне. У меня было свое видение игры, я знал, как надо развиваться команде, в каком направлении двигаться. Много набралось тактических наработок. Но воплотить задуманное в жизнь, увы, не успел. Однако я счастлив, что мне удалось, хотя и недолго, поработать с такими талантливыми футболистами, как Роман Жуленко, Максим Петраков, Владимир Виноградов, Сергей Митин, Сергей Волков.
– В той команде, кроме этих замечательных футболистов, играли сразу пятеро ваших воспитанников: Антон Абрамов, Алексей Горбунов, Евгений Иванов, Дмитрий Быльцев и Евгений Лосев. Команда была достаточно крепкая…
– Вполне можно было выступать на достойном уровне. Необходимо было время, чтобы поставить командную игру. Но… Там уже все рушилось в структуре клуба, в финансовом плане…
– Вы один на протяжении многих лет воспитываете троих сыновей. Унаследовали ли они любовь к футболу?
– В той или иной степени. Младший, Иван, тренируется в «Торпедо» у замечательного педагога Вячеслава Смольянинова. Средний, Александр, решил, что ему ближе бизнес и пошел учиться в технологический колледж, увлеченно копает историю нашего рода. А старший давно и безнадежно влюблен в театр – он студент-второкурсник Щукинского высшего театрального училища. Но и там, в столице, продолжает играть за команду «Щуки» в первенстве среди театральных вузов. Недавно выиграли турнир в Питере.
– Среди ваших воспитанников немало тех, кто добился самых высоких результатов в отечественном футболе. Кроме уже названных выше, это Виталий Сафронов, Дмитрий Никишин, Виталий Друзин, Игорь Элькинд, Вячеслав Пяточкин, Олег Габец.
– Ну, во-первых, с некоторыми из перечисленных, занимался не только я. Например Виталия Сафронова я тренировал практически 10 лет и потом, что называется, из рук в руки передал Юрию Петровичу Игнатову – самому мудрому и талантливому калужскому тренеру. Он брал 16–17-летних неопытных юнцов и делал из них настоящих мастеров. Иногда читаю интервью моих коллег, которые называют своими учениками талантливых игроков, добившихся серьезных успехов, и смущаюсь, поскольку знаю, что их вклад в становление того или иного футболиста, был, мягко говоря, весьма скромным и очень коротким. Ты, конечно, можешь считать их своими воспитанниками. Но считают ли футболисты этого человека своим учителем?
– Сегодня по-прежнему большим авторитетом пользуются тренеры старшего поколения: Анатолий Замоченов, Вячеслав Смольянинов, Юрий Волков, Юрий Кузнецов, Лев Романов, Вячеслав Зенкин.
– Да. Эта гвардия, беззаветно преданная футболу, не желает уступать молодым. Однако и среди нового поколения тренеров есть очень талантливые, дерзкие личности, жадно впитывающие новые методики, тонко понимающие психологию и физиологию детей и подростков. И в «Калуге» такие есть, и в «Торпедо». В нашу профессию приходят разные люди, влюбленные в футбол, но остаются, несмотря на ничтожно малые зарплаты, лишь фанатики.
– Вы в отличной форме, Александр Евгеньевич! В чем секрет сохранения душевной и физической гармонии?
– Мне во всём помогают мои дети: трое родных и 30 воспитанников. С ними я всегда чувствую себя молодым. И у меня ещё есть что им сказать и чему научить!
«Азы футбола я постигал у замечательного тренера Александра Евгеньевича Павлова. Тренировались в бору – там лежала целина с буграми, но как-то занимались. Технику формировали в залах. Павлов делал большой акцент на многократное количество повторов каждого элемента. Да, это было нудно, но зато прием мяча, передача, ведение и удар отрабатывались очень хорошо. Как я считаю, Александр Павлов – лучший тренер из Калуги, который ставил технику».
(Из интервью Евгения Лосева газете «КП», 27.02.2022.)
Беседовал Александр ФАЛАЛЕЕВ
Фото из личного архива Александра Павлова