С 1 сентября вступил в силу новый закон, регламентирующий работу частных перевозчиков, и стоимость поездки выросла почти в два раза
О том, что деятельность такси нужно вводить в правовое поле, говорят уже давно. Поскольку вопросы к работе сервиса есть как у пассажиров, так и у водителей. Первые хотят гарантированно вовремя получить машину к подъезду и без проблем доехать до точки назначения. Вторые – знать, что за ненормированную работу, износ машины, выход в неблагоприятные погодные условия получат заработок без риска остаться с носом. И вот закон, который откладывался и пересматривался неоднократно, вступил в силу.
Что нового?
Главным новшеством введения документа в жизнь стало создание официальных реестров агрегаторов, перевозчиков и машин легковых такси. Теперь официально работать таксистами могут только те, кто вошел в этот реестр.
В списки «такси в законе» не смогут попасть водители с судимостью или те, кто регулярно нарушает правила дорожного движения. Однако не каждая судимость является ограничением к работе в сервисе. В ст. 328.1 Трудового кодекса РФ указан перечень видов преступлений и степеней тяжести, с судимостью по которым нельзя выполнять перевозку пассажиров легковым такси. К ним относятся убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, грабеж, разбой и т. д. Также перевозчики не должны допускать к выполнению поездок на легковых такси водителей с непогашенной или неснятой судимостью по перечисленным видам преступлений.
Еще один важный пункт. Чтобы получить разрешение работать таксистом, водитель должен оформить специальное ОСАГО, стоимость которого варьируется от 80 до 100 тысяч рублей в год, и проходить обязательный медицинский осмотр перед выходом на рейс.
Тонкости в мелочах
В целом обязательства, обозначенные законом, вроде бы вполне разумны. Специальное ОСАГО гарантирует страховые выплаты пассажирам в случае ДТП. Гарантия, что тебя не везет потенциальный убийца, грабитель или лихач, рискующий жизнью, тоже добавляет уверенности при поездке. О медосвидетельствовании и говорить не приходится. Ведь сколько случаев, когда причиной аварии, в том числе с тяжелыми последствиями, становилось алкогольное или наркотическое опьянение водителя или случившийся с ним сердечный приступ.
Но тонкости, как известно, кроются в мелочах. Одной из основных претензий пассажиров к работе такси была невозможность гарантированного вызова, особенно если ты с маленьким ребенком, а за окном снег или дождь. Агрегаторы, получающие вызов, механически отвечали, что не несут ответственности за количество машин на рейсах, за нежелание водителей брать пассажиров с детьми и в целом за то, что в этой машине творится. Их дело принять и передать заказ.
Как оказалось, с вступлением в силу закона о такси в этой сфере мало что поменялось. Так, на сайте ПРО. ЯНДЕКС, который отвечает за подключение водителей такси к популярному агрегатору, говорится, что сервис не будет проверять, как взаимодействуют таксопарк и водители, есть ли у водителя полис ОСАГО, справка об отсутствии судимости, как оформлены трудовые отношения с таксопарком, вышел ли он на работу без медсправки. По новому закону о такси агрегатор все также выступает в роли службы заказа такси, и только таксопарк следит за оформлением трудовых отношений с водителями и проверяет, оформлены ли у них документы надлежащим образом. Сервис как служба заказа не контролирует, соответствует ли автомобиль требованиям закона – это проверяют представители власти (например, в ходе рейдов). Проще говоря, за что боролись, на то и напоролись.
В одной из предыдущих публикаций на тему деятельности такси мой собеседник Дмитрий Павлюченко, водитель такси с многолетним стажем, руководитель региональной общественной организации содействия автомобилистам «Дорожный патруль Калуга», рассказывал, что мини-автопарки, которые имеются в Калуге, и до вступления закона в силу выпускали водителей на рейс только после мед-освидетельствования, оформляли страховки. От нового закона ожидали, что агрегаторы станут участниками процесса перевозки и будут нести ответственность за пассажира и водителя. Но, увы, этого не произошло.
Тарифы и прогнозы
Зато ожидаемо случилось другое.
В первых числах сентября стоимость поездки значительно выросла. Например, раньше доехать от «Кошелева» и «Веснушек» до центра города можно было за 250 рублей, и это считалось дорого, поскольку спрос был повышен всегда. Теперь же поездка дешевле 380 рэ не обходится. А в часы пик ценник вообще поднимается до 500 целковых. В центре ситуация не лучше. От Степана Разина до вокзала Калуга-1 еще месяц назад можно было уехать за 180 рублей, теперь же – минимум за 350 кровно заработанных. На странице агрегатора повышение цены объясняется как «повышенный спрос».
Впрочем, ничего нового и неожиданного. Уже летом прогнозировалось, что такси подорожает. Не все водители, особенно работающие как самозанятые, будут готовы выложить огромную сумму за страховку. Как следствие, ожидалось уменьшение количества машин на рейсах и, соответственно, увеличение стоимости за поездку ввиду «повышенного спроса».
Между тем губернатор Владислав Шапша еще в июне поручил управлению административно-технического контроля области срочно активизировать работу с агрегаторами, перевозчиками.
– С 1 сентября службы заказа такси не смогут передавать заказы перевозчикам, у которых отсутствуют действующее разрешение и запись в региональном реестре. Водители такси должны пройти регистрацию как самозанятые. А у нас пока только порядка 1500 действующих разрешений на работу в такси. При этом на платформах агрегаторов зарегистрировано около 25 тысяч человек. Можно себе представить, что будет твориться 1 сентября, – со временем вызова такси, с ценами, – написал губернатор в своих соцсетях.
К счастью, ожидаемого коллапса удалось избежать, но только потому, что у многих водителей не просрочены ранее выданные разрешения, хотя, конечно, работа сервиса заметно ухудшилась.
А что же дальше?
Сами таксисты считают, что дальше будет сложнее.
– Я работаю таксистом почти 20 лет, это мой основной заработок. Разрешение делаю ежегодно, работаю легально. Но таких, как я, процентов 30 на рынке. Для большинства водителей такси – это приработок, они не будут заморачиваться с многотысячным ОСАГО, регистрациями (хотя как самозанятый оформиться проще простого, через приложение процесс занимает пять минут). Поэтому с начала сентября на рейсы стало выходить меньше машин. Но, по нашим профессиональным подсчетам, водители, работающие постоянно, также могут сходить с линий. Сейчас дорабатывают те, у кого в силе предыдущие разрешения. Когда надо будет получать новые, встанет вопрос: а потянем ли мы страховку? Да и не все страховые компании готовы ее оформлять. Одна надежда, что таксопарки возьмут решение вопроса на себя. Но и тут проблема – таксопарков практически нет. Все как частники работают напрямую с агрегаторами. Так что сентябрьское повышение цен – это только начало, – написал на одном из интернет-порталов Максим О.
Стоит отметить, что проблема роста цен на такси сегодня актуальна для всех регионов.
Как рассказал депутат Государственной Думы РФ Геннадий Скляр, в парламент страны уже поступают запросы с просьбой отрегулировать деятельность данной сферы услуг после принятия закона.
– Повышение цен – это, на мой взгляд, хулиганство со стороны тех, кто работает в сфере обслуживания. Мы не раз уже сталкивались со своеобразным шантажом со стороны транспортных компаний, которые государство хочет привести к нормативному состоянию. Надо навести порядок с нашими такси, с тем, как они следуют закону. Я уверен, что правила, которые установлены, должны соблюдаться. Не сомневаюсь, что все в конечном счете станет на свои места, – отметил парламентарий.
Кстати, на этой неделе Госдума обратилась в ФАС с просьбой проверить агрегаторов на предмет повышения цен. Будем ждать, что ответит антимонопольный орган.
Ольга СМЫКОВА