Так называется выставка, которая недавно открылась в Доме-музее А. Л. Чижевского
Имя известного художника, ровесника века, человека с необыкновенной судьбой до сих пор было незнакомо большинству калужан. О его жизни и творчестве рассказали директор Фонда наследия Евгения Спасского Вера Головина и историк, религиовед Роман Багдасаров.
Люди революционной эпохи
В выставочном зале дома-музея можно увидеть порядка 120 экспонатов, предоставленных Фондом Спасского: мемориальные предметы, фотографии, документы, личные вещи художника и, конечно же, его картины.
– Александр Чижевский и Евгений Спасский – люди одной эпохи, – говорит заведующая Домом-музеем А. Л. Чижевского Людмила Морозова. – Невозможно понять человека, не зная времени, в котором он жил. Эти яркие личности характеризуют эпоху, революционную во всех отношениях. Очень много нового появилось тогда и в науке, и в культуре. На недавней конференции, посвященной Чижевскому, пленарное заседание открывал доклад академика Льва Зеленого на тему «Русский космизм для инженеров». Речь шла о том, что полет в космос был подготовлен многими умами, сердцами, талантами – не только ученых, которые построили спутники и ракеты, но и поэтов, художников, музыкантов. Об этом наша выставка.
Неизвестно, были ли Чижевский и Спасский знакомы лично, но их идеи и мировоззрение во многом созвучны.
Калужские корни
С Калужской землей художника связывает семейная история: его дед был священником домовой церкви в имении семьи Гончаровых в Полотняном Заводе.
Евгений Спасский родился в 1900 году в семье публициста и общественного деятеля Дмитрия Иосифовича Спасского – человека многогранно одаренного. Евгений был младшим из двух братьев. Старший, Сергей Спасский, – известный советский поэт и писатель, ближайший друг Бориса Пастернака.
В начале века семья жила в Тифлисе. Будущий художник учился в гимназии, брал уроки игры на скрипке, а в 12 лет страстно увлекся рисованием и поступил в художественную школу при Императорской академии художеств.
Футуризм навсегда
Событие, значимое для его дальнейшей жизни, произошло в 1914 году. Оно во многом определило его мировоззрение и творческий стиль.
– В Тифлис приехали футуристы: Давид Бурлюк, Владимир Маяковский и Василий Каменский, – рассказывает Вера Головина. – В своих невероятных нарядах, с рисунками на лицах эти молодые люди разгуливали по городу и приглашали публику на поэзоконцерты, во время которых они эпатировали зрителей своими футуристическими стихами и совершенно невероятными для того времени картинами.
Именно тогда 14-летний подросток влюбился в футуризм и сохранил верность ему на всю жизнь. Даже его позднее творчество, медитативное и серьезное, несет в себе футуристическую интонацию.
Вскоре семья Спасских перебралась в Самару. Окончив гимназию, Евгений по приглашению Бурлюка переехал в Москву, где оказался в эпицентре художественной жизни. Он занимается в студии Михаила Леблана – ученика Матисса, знакомится с поэтом Велимиром Хлебниковым и многими другими выдающимися деятелями искусства.
Весной 1917 года художников-авангардистов привлекают к инвентаризации оставленных частных коллекций. Казимир Малевич приглашает Евгения Спасского разбирать коллекцию старообрядческих икон. Древнерусское искусство тогда открывали заново, и на молодого художника встреча со старинной иконописной традицией произвела огромное впечатление.
Жизнетворчество
В 1918 году вместе с Давидом Бурлюком Спасский отправляется в «Большое Сибирское турне». Они устраивают выставки и поэзоконцерты, знакомятся с поэтами и писателями Сибири. Вскоре Бурлюк навсегда покинул Россию. Спасский в это время пережил тяжелые испытания: заболел тифом и чудом выжил, попал в перестрелку белых и красных и едва уцелел.
Позже это драматическое событие легло в основу сюжета картины Кузьмы Петрова-Водкина «Смерть комиссара». Евгений Спасский становится прототипом главных героев двух литературных произведений Бориса Четверикова – судьба молодого художника буквально просится на холст и страницы книг.
В 1921 году Спасский возвращается в Москву. Учится во ВХУТЕМАСе, иллюстрирует музыкальные издания, преподает, пишет картины, работает в цирках и театрах. В конце 30-х годов художник знакомится с архитектором Алексеем Душкиным, и вместе они работают в сфере монументального искусства, занимаются оформлением интерьеров станций Московского метрополитена и железнодорожных вокзалов.
В середине 40-х годов Евгений Спасский начинает заниматься реставрацией и росписью храмов. Много лет своей жизни он посвятил церковному искусству. Возможно, этот поворот судьбы был не случаен, его предпосылки можно найти и в семейной истории, и в раннем знакомстве с шедеврами русской иконописи.
– И тут мы опять встречаемся с космизмом, – говорит Вера Головина. – Спасский был одним из немногих, кто пробовал актуализировать идеи христианства с точки зрения новых знаний о Вселенной – просвещенная публика начала ХХ века буквально дышала этим, пыталась преодолеть разрыв между религией и наукой, который образовался в то время благодаря научным открытиям.
Смотреть и видеть
Роману Багдасарову посчастливилось быть лично знакомым с Евгением Спасским. Он рассказал о том, как глубоко понимал художник искусство Возрождения и следовал в своем творчестве его заветам, объединяя науку, философию, религию.
– Одной из идей его творчества была связь микрокосма с макрокосмом, то есть внутреннего мира человека с космической реальностью. Это одна из точек пересечения его взглядов с идеями Чижевского, – считает Роман Багдасаров. – Спасский очень «нагруженный» художник,он побуждает нас к осознанному восприятию. В его работах реалистическое изображение в одной форме заключает несколько смыслов, которые открываются зрителю по мере погружения в картину, подобно частям ребуса или решению сложного уравнения.
Выставка «Солнечные ритмы Евгения Спасского» продлится до 13 мая.
Екатерина ШЕВЕЛЁВА
Фото Антона Забродского