Солнечные ритмы Евгения Спасского

Так называется выставка, которая недавно открылась в Доме-музее А. Л. Чижевского

Имя известного художника, ровесника века, человека с необыкновенной судьбой до сих пор было незнакомо большинству калужан. О его жизни и творчестве рассказали директор Фонда наследия Евгения Спасского Вера Головина и историк, религиовед Роман Багдасаров.

Люди революционной эпохи

В выставочном зале дома-музея можно увидеть порядка 120 экспонатов, предоставленных Фондом Спасского: мемориальные предметы, фотографии, документы, личные вещи художника и, конечно же, его картины.

– Александр Чижевский и Евгений Спасский – люди одной эпохи, – говорит заведующая Домом-музеем А. Л. Чижевского Людмила Морозова. – Невозможно понять человека, не зная времени, в котором он жил. Эти яркие личности характеризуют эпоху, революционную во всех отношениях. Очень много нового появилось тогда и в науке, и в культуре. На недавней конференции, посвященной Чижевскому, пленарное заседание открывал доклад академика Льва Зеленого на тему «Русский космизм для инженеров». Речь шла о том, что полет в космос был подготовлен многими умами, сердцами, талантами – не только ученых, которые построили спутники и ракеты, но и поэтов, художников, музыкантов. Об этом наша выставка.

Неизвестно, были ли Чижевский и Спасский знакомы лично, но их идеи и мировоззрение во многом созвучны.

Калужские корни

С Калужской землей художника связывает семейная история: его дед был священником домовой церкви в имении семьи Гончаровых в Полотняном Заводе.

Евгений Спасский родился в 1900 году в семье публициста и общественного деятеля Дмитрия Иосифовича Спасского – человека многогранно одаренного. Евгений был младшим из двух братьев. Старший, Сергей Спасский, – известный советский поэт и писатель, ближайший друг Бориса Пастернака.

В начале века семья жила в Тифлисе. Будущий художник учился в гимназии, брал уроки игры на скрипке, а в 12 лет страстно увлекся рисованием и поступил в художественную школу при Императорской академии художеств.

Футуризм навсегда

Событие, значимое для его дальнейшей жизни, произошло в 1914 году. Оно во многом определило его мировоззрение и творческий стиль.

– В Тифлис приехали футуристы: Давид Бурлюк, Владимир Маяковский и Василий Каменский, – рассказывает Вера Головина. – В своих невероятных нарядах, с рисунками на лицах эти молодые люди разгуливали по городу и приглашали публику на поэзоконцерты, во время которых они эпатировали зрителей своими футуристическими стихами и совершенно невероятными для того времени картинами.

Именно тогда 14-летний подросток влюбился в футуризм и сохранил верность ему на всю жизнь. Даже его позднее творчество, медитативное и серьезное, несет в себе футуристическую интонацию.

Вскоре семья Спасских перебралась в Самару. Окончив гимназию, Евгений по приглашению Бурлюка переехал в Москву, где оказался в эпицентре художественной жизни. Он занимается в студии Михаила Леблана – ученика Матисса, знакомится с поэтом Велимиром Хлебниковым и многими другими выдающимися деятелями искусства.

Весной 1917 года художников-авангардистов привлекают к инвентаризации оставленных частных коллекций. Казимир Малевич приглашает Евгения Спасского разбирать коллекцию старообрядческих икон. Древнерусское искусство тогда открывали заново, и на молодого художника встреча со старинной иконописной традицией произвела огромное впечатление.

Жизнетворчество

В 1918 году вместе с Давидом Бурлюком Спасский отправляется в «Большое Сибирское турне». Они устраивают выставки и поэзоконцерты, знакомятся с поэтами и писателями Сибири. Вскоре Бурлюк навсегда покинул Россию. Спасский в это время пережил тяжелые испытания: заболел тифом и чудом выжил, попал в перестрелку белых и красных и едва уцелел.

Позже это драматическое событие легло в основу сюжета картины Кузьмы Петрова-Водкина «Смерть комиссара». Евгений Спасский становится прототипом главных героев двух литературных произведений Бориса Четверикова – судьба молодого художника буквально просится на холст и страницы книг.

В 1921 году Спасский возвращается в Москву. Учится во ВХУТЕМАСе, иллюстрирует музыкальные издания, преподает, пишет картины, работает в цирках и театрах. В конце 30-х годов художник знакомится с архитектором Алексеем Душкиным, и вместе они работают в сфере монументального искусства, занимаются оформлением интерьеров станций Московского метрополитена и железнодорожных вокзалов.

В середине 40-х годов Евгений Спасский начинает заниматься реставрацией и росписью храмов. Много лет своей жизни он посвятил церковному искусству. Возможно, этот поворот судьбы был не случаен, его предпосылки можно найти и в семейной истории, и в раннем знакомстве с шедеврами русской иконописи.

– И тут мы опять встречаемся с космизмом, – говорит Вера Головина. – Спасский был одним из немногих, кто пробовал актуализировать идеи христианства с точки зрения новых знаний о Вселенной – просвещенная публика начала ХХ века буквально дышала этим, пыталась преодолеть разрыв между религией и наукой, который образовался в то время благодаря научным открытиям.

Смотреть и видеть

Роману Багдасарову посчастливилось быть лично знакомым с Евгением Спасским. Он рассказал о том, как глубоко понимал художник искусство Возрождения и следовал в своем творчестве его заветам, объединяя науку, философию, религию.

– Одной из идей его творчества была связь микрокосма с макрокосмом, то есть внутреннего мира человека с космической реальностью. Это одна из точек пересечения его взглядов с идеями Чижевского, – считает Роман Багдасаров. – Спасский очень «нагруженный» художник,он побуждает нас к осознанному восприятию. В его работах реалистическое изображение в одной форме заключает несколько смыслов, которые открываются зрителю по мере погружения в картину, подобно частям ребуса или решению сложного уравнения.

Выставка «Солнечные ритмы Евгения Спасского» продлится до 13 мая.

 

Екатерина ШЕВЕЛЁВА

Фото Антона Забродского

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *