А вместо сердца – пламенный мотор

А вместо сердца – пламенный мотор

О том, как Леонид Якубович «заболел» небом

Известный телеведущий не первый год входит в жюри Международного кинофестиваля «Циолковский» и проводит творческие встречи со зрителями в нашем городе. О полетах он знает не понаслышке, поскольку является действующим пилотом коммерческой авиации.

Хочу – значит могу

Леонид Якубович – настоящий кладезь удивительных историй, связанных с небом и самолетами. Предполагалось, что он прочтет лекцию о воздухоплавании, но телеведущий предложил изменить тему встречи и, отталкиваясь от вопросов аудитории, поговорить о современной авиации и о том, как стать летчиком. Зрители, особенно дети, полностью его поддержали.

– Мне 78 лет, я прохожу ВЛЭК, работаю вертолетчиком и три раза в неделю играю в теннис, – сказал Леонид Аркадьевич, и зрители наградили его заслуженными аплодисментами. – Ребята, это точная формулировка: «Хочу – значит могу!» И плевать на все, что вам говорили, включая мнение врачей. Это символ жизни, другого нет.

Первый вылет

В авиацию Якубович пришел в зрелом возрасте. В 2002 году окончил Калужское авиационное летно-техническое училище, но познакомился с небом раньше, в 1994-м. Тогда и получил лицензию на право управления самолетом.

– У меня было уже много часов налета с инструктором, но получать лицензию пилота я не стремился. Мне просто нравилось летать. Первый самостоятельный вылет получился случайно: я услышал приказ срочно убрать самолет с рулежной дорожки, а инструктора рядом не было. И я взлетел. Сколько же было при этом ненужных, суетливых движений! – вспоминает телеведущий. – Сделав самостоятельно три круга, я посадил самолет, и наступил тот самый момент, который снится мне до сих пор. Совершенно пустой аэродром, и вдруг откуда ни возьмись прибежали люди, подхватили меня и начали качать. Меня приняли в «свои», и это ощущение осталось навсегда.

Мало кто понимает, что это такое –  «свои». Однажды Расул Гамзатов сказал мне замечательную вещь: «Жить ты можешь где угодно, но когда-нибудь в любой форме тебе дадут понять, что ты здесь чужой. Поэтому жить нужно только со своими – они всегда тебя поймут и все простят».

Я это запомнил.

«Канарейка»

Начиная с 1995 года у Леонида Якубовича было больше 40 командировок в горячие точки. Он сопровождал артистов и, пока шли концерты, ездил по блокпостам с разными поручениями. Ведущему присвоено звание подполковника запаса, он имеет государственные награды, но этот факт предпочитает не афишировать.

Огромное удовольствие приносят полеты на вертолете, он к нему, что называется, прикипел. Но покорилась винтокрылая машина не сразу: сначала было ощущение, что эта штука не может летать в принципе. Помог случай и правильно найденное сравнение.

– В 1997 или 1998 году был большой концерт в Норильске, после которого вертолет увозил артистов на рыбалку. Пилот узнал меня и предложил занять его место. Я признался, что пробовал управлять вертолетом, но ничего не получилось. Он сказал: «Представь, что ты очень одинокий человек, у которого нет никого, кроме любимой канарейки. Приходишь домой, она летит к тебе, и ты хочешь взять ее в руку. Сожмешь – удавишь, отпустишь – улетит, а надо, чтобы она положила тебе на палец голову и закрыла от удовольствия глаза. Именно так ты сейчас возьмешь ручку управления». Я взял ручку и вдруг полетел!

С автомобилем, самолетом, вертолетом Леонид Аркадьевич разговаривает: они все для него живые. Самолет – от слов «сам летает», и ему просто не надо мешать.

Небо – это счастье

Зрители задавали Леониду Якубовичу множество вопросов об учебе в КАЛТУ, об опасных ситуациях, с которыми ему приходилось сталкиваться в небе, о том, какие эмоции он испытывает во время полета.

– В небе чувствуешь счастье. Иногда приходишь на аэродром в плохом настроении, расстроенный, злой. Говоришь ребятам: «Сегодня не мой день». И кто-то садится с тобой в самолет, и мы поднимаемся метров на 300–600 над землей. Смотришь вниз, а там все такое маленькое: машинки, человечки. И проблемки твои уже кажутся такими же. Садимся, второй выходит, и дальше я уже лечу сам.

С высоты людям открываются невероятные красоты, которых не увидишь на земле.

– Всех детей надо хотя бы раз поднимать в небо, чтобы они сверху могли на них взглянуть, – уверен Якубович.

Однажды в полете над океаном из Бразилии в Перу нашему герою посчастливилось наблюдать удивительное явление: не просто разряды молний, а огромные плазменные желто-бело-красные столбы. Там, где они уходили в воду, образовывались ямы.

На Неве и на Гудзоне

Рассуждая о том, опасно ли летать, Леонид Аркадьевич вспомнил старинную шутку про поезд, на который упал самолет. Поговорили и о героических российских летчиках, которые несколько лет назад в критической ситуации смогли посадить самолет на кукурузное поле. В этом году исполнится 60 лет «чуду на Неве», когда в центре Санкт-Петербурга на Неву приводнился пассажирский Ту-124. Все пассажиры и экипаж остались живы. Подвиг повторили американские пилоты, в 2009 году посадив борт на Гудзон.

– Однажды по пути из Бреста я попал в снежный разряд и минут 20–25 вообще ничего не видел. Дважды попадал в туман, – вспоминает о своих сложных ситуациях в небе Леонид Якубович. – В обязательную программу обучения летчиков входят полеты в сложных условиях: от плохой видимости до отказа двигателей и другого оборудования. Я сдавал экзамен на АН-2. Инструктор поднял самолет, перевел на меня управление и выключил двигатель. С высоты 600 м я протянул самолет 3,5 км до химплощадки и посадил. До сих пор хожу на тренажер и отрабатываю внештатные ситуации: мало ли что может случиться, техника может и отказать.

Приз за лучший вопрос

Приз – целый рюкзак фестивальных сувениров – достался мальчику, который задал вопрос о прыжках с парашютом. Оказывается, на первый прыжок Леонида Якубовича вдохновила первая любовь, когда он учился в восьмом или девятом классе. Позже был и второй прыжок, но настоящая дружба с небом случилась именно за штурвалом самолета.

Ольга ДЫМОВА, фото пресс-службы МКФ «Циолковский»