Антон Долин станет проводником кино в ИКЦ

Антон Долин станет проводником кино в ИКЦ

Свою лекцию «Русские и мир: по итогам Международного Каннского кинофестиваля – 2017», которая в пятницу, 30 июня, состоялась в Калужском инновационном культурном центре, известный кинокритик, главный редактор журнала «Искусство кино» Антон Долин посвятил памяти многолетнего редактора издания Даниила Дондурея.

– Он умер накануне Каннского фестиваля, который всегда совпадал с его днем рождения. Во время 70-го фестиваля ему должно было исполниться 70 лет. Но мы в это время отмечали девять дней со дня его смерти, – сказал Антон Долин. – Я был на 19 Каннских фестивалях, и на первом из них познакомился с Даниилом Борисовичем. В известной степени по его протекции я и стал кинокритиком, он мне заказал в 2001 году мою первую серьезную статью – о фильме «Танцующая в темноте», из чего потом выросла книга о режиссере Ларсе фон Триере. Он научил меня тому, что набор фильмов, который показывается на фестивале, никогда не хаотичный и не случайный, это всегда некое метакино с одним большим смыслом, большой стратегией и драматургией, и нельзя до конца научно объяснить, как сорок фильмов из разных стран могут говорить об одном и том же, в этом есть некий элемент фэнтезийности.

Сквозь зеркальное стекло

Антон Долин – уже традиционный гость Калуги, который приезжает к нам вот уже пять лет, чтобы рассказать о своих впечатлениях от состоявшихся международных фестивалях. На этот раз поводом для разговора с калужскими синемафилами, проявившими большой интерес к мероприятию, стал недавний кинофестиваль в Каннах, где один из главных призов получил фильм российского режиссера Андрея Звягинцева «Нелюбовь». Как сразу же выяснил кинокритик, его видело подавляющее большинство присутствующих на встрече. Антон Долин отметил, что показанный на фестивале уже в первый день конкурса фильм сразу же стал его фаворитом.

– Это на самом деле был самый обсуждаемый фильм, на моей памяти такое в Каннах случилось впервые, – говорит Антон Долин. – В этом кино было несколько вещей, которые говорили о России и обо всем мире, и с Россией и со всем миром. Некоторые из критиков посчитали в нем главной политическую составляющую и увидели чуть ли не метафору развода России и Украины, но на самом деле речь в «Нелюбви» идет о связи макрокосмоса и микрокосмоса, о том, что разлад в обществе, ожесточение и непонимание в нем чревато тем же в отношениях с сослуживцами, друзьями и близкими. Это мысль о персональной ответственности, что так или иначе во всем происходящем виноваты мы сами. Это знак большого искусства, что фильм, говорящий о боли и расколе, вызвал такие противоположные отклики – от восторга до отторжения. Это тоже редко случается, потому что наше российское кино очень редко бьет по эмоциям. Здесь такое произошло, видимо, режиссер нажал на больное место.

Звягинцев все время снимает своих персонажей через стекло – квартиры, автомобиля. Мне сначала казалось, что это некая витрина, и режиссер рассматривает героев как экспонаты. Но потом до меня дошло, что это – зеркальное стекло, герои – наше отражение, и задача режиссера – привести нас от безразличия к ним до сочувствия и боли, с которыми они приходят к финалу. Не со всеми зрителями, кстати, это происходит из-за отторжения, от того, что мы не можем принять себя такими, какими показаны герои на экране.

Канны вокруг России

По мнению Антона Долина, в этом году на Каннском фестивале к двум традиционным русским вопросам «кто виноват?» и «что делать?», задаваемым в фильмах, добавился третий – «а был ли мальчик».

– Тема исчезающих детей оказалась на Каннском фестивале сквозной. Образ пропавшего мальчика, показанного Звягинцевым, вдруг оказался главным, Вообще, это первый фестиваль, который был собран вокруг русских фильмов и тех тем, которые задавали русские режиссеры. Кроме фильма-фаворита это «Кроткая» Сергея Лозницы и «Теснота» Кантемира Балагова, – говорит Антон Долин. – Даже фильм-победитель фестиваля «Квадрат» шведского режиссера Рубена Эстлунда опосредованно связан с Россией не только тем, что один из его героев русский художник-акционист, но и тем, что фильмом «Гитара-монголоид» его в 2004 году открыл Московский международный кинофестиваль, наградив призом международной ассоциации кинокритиков.

Мы вызываем интерес

– Отношение к русским везде в мире, где я езжу, прекрасно, я не замечал какой-либо русофобии, хотя, наверное, она существует, – рассказал о собственном опыте поездок по другим странам Антон Долин. – Слова «я из России», как правило, вызывают у людей интерес, некоторые вопросы о политической ситуации, но не более. Из рассказов других людей я тоже не помню, что отношение к России какое-то не такое. Наконец, я несколько раз в последний год был на Украине, и люди были очень доброжелательны. Но это, может быть, мой лимитированный опыт, потому что часто конфликты возникают из-за языкового барьера. Если лет 10–15 назад русский человек, не знающий иностранного языка, вызывал в другой стране улыбку или иронию, то сегодня, когда пытаются говорить по-русски там, где этот язык не понимают, это может вызвать негативную реакцию. Но человек из России, коммуницирующий, например, на английском языке, не создаст нигде никаких проблем. Я с этим ни разу не сталкивался, а на кинофестивалях тем более этого нет.

«Задачи поразить мир у нас нет»

Рассказал Антон Долин калужанам и о принципах поддержки отечественного коммерческого кино.

– Этим занимается Фонд кино, а авторскому кинематографу поддержку оказывает минкульт. Хотя у нас сложилось очень саркастическое отношение к отечественному коммерческому кино из-за сравнения с голливудским, но у нас нет ни одного хорошего коммерческого фильма, не поддержанного фондом кино. Наша индустрия маленькая, она молодая, она существует чуть больше десяти лет, но уже добилась очень многого – у нас выходят фильмы, которые тянут на четверку по пятибалльной шкале, потому что, например, если говорить о коммерческих хитах французских, английских или немецких – они точно такие же, как у нас. Это либо остроумные комедии типа «Горько», либо маленькие малобюджетные фильмы типа «Притяжения», которое стоило 5 миллионов долларов, что по голливудским меркам вообще ноль. Поразить мир – у нашего коммерческого кино нет такой задачи и нет таких полномочий.

Такое разное кино

Антон Долин не видит конкуренции между кинофильмами и телесериалами, превратившимися в особый вид искусства.

– Сериалы – это параллельное движение. На кинофестивалях их показывать неудобно, они идут иногда по несколько лет, а фестиваль – это выставка искусства, где надо представлять не способность делать кино, а фильм как цельное произведение. Но мини-фестивали показывает кинофестиваль, как правило, внеконкурсно, – говорит Антон Долин. – От того, что в сериалах задействованы те же режиссеры или актеры, что и в кинематографе – ничего не меняется, в театре – тоже задействованы они же, но это другой вид искусства. Кино в мире меньше не становится, к закату оно не клонится и меньше оно не посещается.

Антон Долин высоко оценил возможности большого зала-трансформера Калужского ИКЦ для демонстрации кинофильмов и проведения творческих встреч с деятелями кино. Журнал «Искусство кино» намерен организовать такую работу в Москве и других городах, в число которых может попасть и Калуга. Благодаря кинокритика за лекцию, художественный руководитель ИКЦ Анна Сенатова анонсировала предстоящую встречу с кинорежиссером Андреем Звягинцевым, который собирается приехать в Калугу. Модератором этого мероприятия также станет Антон Долин.

Николай АКИМОВ

Фото А. Гусева