Беспроигрышная партия

Беспроигрышная партия

Знакомимся с жизнью будущих гроссмейстеров

Игра в шахматы возникла в глубокой древности: ее история насчитывает не менее полутора тысячелетий. Существуют две версии появления шахмат – «индийская» и «византийская». Первая пользуется большей популярностью. Согласно ей, игра-прародитель, чатуранга, появилась в Индии около VI века нашей эры, а затем распространилась в соседние страны Востока и Азии уже под другими названиями. Добрались шахматы и до Европы, где в XIX веке правила игры были стандартизированы.

Ключ к каждому

Шахматы сегодня не только приятное времяпровождение, но и один из олимпийских видов спорта. По всему миру проводятся турниры, собирающие тысячи спортсменов.


Считается, что шахматы развивают сразу три функции:

Познавательную: развивают логику, учат взвешенно принимать решения, продумывать стратегию, затрагивая процессы, связанные с работой воображения, тренируют память и внимательность.
Воспитательную: прививают усидчивость и выдержку.

Физическую: побуждают больше тренироваться для концентрации сил во время партии за шахматной доской и сохранения мыслительных способностей.


О жизни шахматистов в нашем городе, нестандартном подходе к обучению и деятельности клуба в период пандемии нам рассказал тренер одного из шахматных клубов Артем Анисков.

Артем научился играть в шахматы в шесть лет, а в десять увлекся ими профессионально. Сегодня он кандидат в мастера спорта, многократный чемпион Калуги и области. Образовательные процессы в клубе, по его словам, отличаются от подходов классической школы. Учеников здесь сразу сажают за шахматную доску – так легче усваиваются ходы. В конце первого занятия дети уже начинают играть. Спустя месяц становятся «крепкими» любителями. Успехи юных шахматистов закрепляются на городских, региональных и всероссийских соревнованиях. Подтверждают их многочисленные грамоты, которыми увешаны стены учебных кабинетов.

– Каждому ребенкуу– уникальный подход. Мы стараемся найти ключ для каждого, ориентируясь на его особенности. Это не только игра в клубе, но и работа с родителями. Вместе с ними мы воспитываем спортсменов, – поясняют тренеры, которых, помимо Артема, в клубе еще трое.

Воспитание шахматиста, по словам Артема, процесс трудоемкий и энергозатратный, который не ограничивается тренировками:

– Невозможно воспитать чемпиона, не выходя за рамки тренировок, не принимая участия в турнирах, не занимаясь самостоятельно. Еще известные гроссмейстеры утверждали, что существуют три фактора успеха в подготовке шахматиста: общее шахматное образование, практика.

В силу возраста дети могут не проявить интереса к самоанализу. На помощь приходят родители. Таким образом, воспитание шахматистов происходит по всем трем направлениям.

«Золотой возраст»

Другая особенность клуба – формирование групп на основе учебных показателей, а не возраста. Состав групп может варьироваться в течение всего года. По федеральным стандартам лучший возраст для усвоения шахматной программы – семь лет. Клуб не привязан к стандартам, и тренеры считают, что «золотой возраст» начинается с пяти-шести лет.

Учебная программа построена так, чтобы каждый воспитанник смог раскрыть свои возможности максимально, однако постичь все тайны этой науки невозможно.

– Если бы шахматы были математически просчитаны, то они давно бы умерли. Но поскольку в игре миллиарды вариантов, она развивается до сих пор. Процесс постижения тайн шахмат – вечный процесс, – считают тренеры.

Сертификат об окончании обучения клуб не выдает. Главным его результатом становится получение спортивных разрядов – юношеских и взрослых. Разряды имеют практически все воспитанники клуба. В дальнейшем они могут повысить квалификацию на турнирах. На каждый из них воспитанников сопровождают учителя.

У обучения в клубе есть и другая сторона – досуговая. Это и организация поездок в московский музей шахмат, и фотосъемки, и творческие конкурсы.

– Одна из главных задач – привить детям любовь к шахматам. Будет любовь – будут успехи, – отмечает тренер Олимпиада Мокина.

Последний конкурс, несмотря на пандемию, собрал 67 работ. К слову, в условиях ограничений обучение в клубе не прекращалось. Учебная программа перенесена в онлайн-режим. С апреля с детьми занимаются в Skype и Zoom. Кроме того, трижды в неделю проводятся онлайн-соревнования, в том числе турнир по шахматам Фишера.

Второе дыхание

После перехода в онлайн посещаемость клуба незначительно упала. Сейчас занимаются 80% учеников – те, у кого есть техническая возможность выхода в Сеть.

– Этот период открыл нам новый вектор развития. В онлайн-режиме мы будем работать и после снятия ограничений, ведь многодетным семьям так удобнее. Некоторые турниры также будут проходить дистанционно, – отмечает Артем Анисков. – У многих детей страх ушёл на задний план. Когда ты сидишь с соперником тет-а-тет, ты борешься с ним и психологически. Отсутствие прямого визуального контакта исключило эту борьбу.


Справочно

В начальной позиции фигуры в шахматах Фишера расставлены произвольно. Такая игра развивает общее шахматное мышление. Игроки находятся в равных условиях – они не могут ориентироваться на теорию и полагаются исключительно на свое понимание игры.


Роман АРТЮХОВ. Фото предоставлено клубом «Логик»