Бессменный директор оборонки

– Для меня «Калужский двигатель» – родной завод, образно говоря, здесь мой второй дом,

– говорит Юрий Лейковский.

Мир – Труд – Май?

За 55 лет трудовой деятельности Юрий Александрович внес весомый вклад в экономику региона: завод «Калужский двигатель» входит в первую десятку крупных региональных налогоплательщиков. А потому на современном «КАДВИ» около трех тысяч сотрудников – от рабочих до инженеров – чувствуют себя материально и социально защищенными. Они дорожат своей работой. 

– Многие руководители предприятий мыслят примерно так: завод не собес, завод лучше. В том смысле, что завод дает человеку работу и платит за нее деньги. А как по-вашему?

– Вообще, правильно. Очень важно предоставить людям интересную работу и обеспечить им выплату достойного вознаграждения за результат труда, за квалифицированное и честное исполнение трудовых обязанностей. Но заводской коллектив, конечно, всегда поможет своему коллеге, попавшему в беду,

– считает Юрий Лейковский. 

Однако, по его мнению, нельзя всё сводить только к деньгам, культивировать потребительское отношение к жизни, к чему настойчиво призывают электронные СМИ. Культ потребления – это когда человек мечтает о постоянном приобретении вещей, в которых даже не нуждается. Нельзя допустить, чтобы потребительское отношение, без обязательств, становилось нормой жизни. Такой подход еще никого не сделал сильнее, счастливее, полезнее для общества.

– В мое время по-другому шло формирование рабочего класса. Причастностью к нему люди гордились. Время было такое. Однако моральных стимулов и сегодня никто не отменял. Мы пытаемся сохранять истоки рабочих традиций, которые были в пору СССР, воспитывать молодежь. Например, у нас есть совет работающей молодежи, мы привлекаем его к различным заводским мероприятиям, чтобы поднимать дух соревнования, подчеркивая высокое звание современного человека труда, рабочего,

– отмечает он.

10 тысяч часов успеха

– 55 лет – много или мало? Для человека это большая часть жизни. Для предприятия – очередная веха в его истории, дающая повод оглянуться назад, оценить итоги сделанного и, безусловно, проложить курс к новым перспективам,

– считает Юрий Александрович.

Сегодня на ПАО «КАДВИ» идет работа, направленная на реализацию новых проектов по созданию инновационной гражданской продукции с учетом базовой специализации завода. Разработанные конструкторами «КАДВИ» новые газотурбинные двигатели выводят завод на новый виток гражданского развития.

– Они помогут многим крупным отраслям нашей страны ускорить решение своих задач по развитию современной высокотехнологичной техники, базирующейся на наших газотурбинных технологиях. Эта продукция должна послужить новому технологическому рывку промышленности РФ, так как будет работать на разных видах топлива, в том числе на газе, поэтому обязательно будет востребована в разных областях большой территории России, в том числе с суровыми климатическими условиями,

– уверен он.

Например, уже есть применение новой продукции для выработки электроэнергии, с использованием попутного газа на нефтяных скважинах. До недавних пор нефтяники «Лукойл-Пермь» таким образом на своих месторождениях получали электричество, используя газотурбинные электростанции американской фирмы Capstonе. Но введенные санкции смешали все карты, и потому в рамках импортозамещения на одном из объектов компании «Лукойл-Пермь» установлена отечественная микротурбинная электростанция совместного производства российских компаний «ЭлектроСистемы» и «Калужский двигатель».

– Недавно мы получили поз-дравление от партнера ООО «Лукойл-Пермь», в котором отмечено, что наша первая электростанция мощностью 100 кВт с газотурбинным электроагрегатом успешно отработала 10 000 часов и продолжает работу на объекте,

– рассказал Лейковский. 

В ближайших планах в рамках сотрудничества с белорусским автогигантом «БелАЗ» планируется поставка силового газотурбинного модуля на 90-тонный карьерный самосвал. Подобные разработки в перспективе будут опробованы на 130-190-280- и 320-тонных карьерных «БелАЗах». 

Также на старте другой инвестиционный проект – по организации когенерации на объекте котельной с использованием газотурбинных энергетических установок производства «КАДВИ». 

– Тренд на импортозамещение способствует росту научно-производственной кооперации промышленных предприятий. Результатом является решение непростых задач – облегчение физического труда людей на объектах производства и создание новых рабочих мест,

– уверен директор.

«Обратимся к народу»

– Как на заводе относятся к проведению Россией специальной операции на Украине?

– Рабочие и специалисты поддерживают действия президента, как, впрочем, и я. Не все пока понимают, что, освободив от национал-фашистов только Луганск и Донецк, ситуация на Украине не сразу поменяется, поскольку коллективный Запад сделал Украину плацдармом для агрессии против России. Все эти восемь лет там промывали мозги населению о ее незалежности, а в это время украинские тербаты методично убивали людей на Донбассе. Мы должны защищать свои национальные интересы. Не секрет, что на Украине пытались создать атомное оружие, а это страшная угроза под боком у России. На днях мне позвонил бывший председатель облисполкома Анатолий Иванович Стеликов, сообщив, что готовится обращение известных людей Калуги, чтобы мы подписали обращение к землякам по поддержке спецоперации. Я подтвердил, что поставлю свою подпись. При случае и автомат могу взять в руки. Это, конечно, шутка, но в пору внешней угрозы мы должны быть едины,

– считает Юрий Лейковский.

От моноблоков до мотоблоков

В конце 90-х, в пору конверсии на предприятиях оборонной отрасли страны, калужские моторостроители разработали ряд моделей средств малой механизации для дачников –мотоблоков. Как показало время, это был верный тактический шаг. Сегодня выпуск мини-сельхозтехники в общем объеме изделий завода занимает около 40 процентов. 

– Мотоблоки не дают большой прибыли, однако они востребованы и обеспечивают работу людям, сохраняют трудовой коллектив. Сегодня почти 50 процентов рабочих задействованы на этом производстве. Вторая половина – на выпуске военной техники, в том числе двигателей для зенитно-ракетных комплексов С300, С400,

– продолжает Юрий Лейковский.

К сожалению, санкции вносят свои коррективы. А тут еще «отличились» отечественные металлурги, резко взвинтив оптовые цены на закупаемый металлопрокат. 

– К совести металлургов взывать бесполезно. Федеральному правительству нужно оперативно разработать меры поддержки и регулирования, которые были бы в какой-то степени выгодны и металлургам, и машиностроителям, то есть всей цепочке. На металл нужно устанавливать справедливую цену, – говорит он. – Иначе простые потребители не смогут покупать нашу мини-технику. В такой ситуации мы сами себя съедим без всяких заокеанских санкций.

Александр Трусов. Фото Антона Забродского