Билет в один конец? Спасут ли водителей оградительные фишки и зачем разделять встречные потоки транспорта

В рамках пилотного проекта по сокращению смертности в ДТП из-за выездов на встречную полосу, который реализуется в Калужском регионе, к экспертной работе привлечены представители власти, сотрудники ГИБДД, дорожники и автошколы. Их задача – на основе анализа сформулировать основные причины возникновения таких ДТП, а также выработать профилактические меры, чтобы свести к минимуму риски их возникновения.


Вопрос жизни и смерти

Алексей Москаленко считает, что аварии из-за выезда на встречку никогда не обходятся без трагических последствий. Поэтому этот пилотный проект поможет сохранить людям жизнь и предотвратить другие дорожно-транспортные происшествия.

По итогам первого полугодия у нас заметно уменьшилось количество ДТП, наблюдается снижение по погибшим и раненым. Меньше стало водителей, управляющих транспортным средством в состоянии опьянения. Данные по Калуге по аварийности из-за выезда на встречку такие: за полгода зафиксировано 11 таких ДТП, пострадало 15 человек, погибли два. Примерно пятая часть аварий произошла на федеральных автодорогах, и столько же – на региональных и межмуниципальных, констатирует Москаленко.

– В чем, на ваш взгляд, причина роста в нашем городе так называемых встречных аварий?

Есть объективные факторы. Например, за последние годы заметно увеличились пиковые нагрузки на автодороги региона и пригорода. Однако, как ни банально это звучит, главной причиной высокой аварийности является человеческий фактор. Это, прежде всего, нарушение правил обгона, несоблюдение скоростного режима. При выполнении маневров водители зачастую не учитывают сезонность и время суток. В отдельных случаях свою роль играет неудовлетворительное состояние транспортных средств.

С целью безопасного разделения встречных потоков транспорта и недопущения выезда на встречку мы практикуем установку сигнальных столбиков, световозвращающих элементов. Планируются экспериментальные методы – дублирование разметки в зоне действия знаков «Обгон запрещен», горизонтальная дорожная разметка желтого цвета и направляющие устройства из композитных материалов для разделения транспортных потоков встречных направлений. Эти и другие меры позволят уменьшить фактор риска выезда на полосу, предназначенную для встречного движения, а именно с ним связан практически четверть смертельных случаев в ДТП.

Разделяй, но не властвуй!

Расскажите, в чем суть разделения встречных потоков автотранспорта, как это работает?

Разделение потоков значительно снижает показатели социального риска, а это уже вопрос жизни наших граждан. Расскажу на примере, как мы сумели разделить встречные потоки при подъезде автотранспорта к Калуге. Для правильной организации потоков на дорогах сначала разместили дорожные конусы оградительные фишки. Чтобы в любых обстоятельствах водители видели опознавательные знаки и не пересекали собственную полосу. Использовали высокие конусы с горизонтальными полосками из светоотражающей пленки для хорошей видимости в ночное и вечернее время. Это сработало.

Также оборудовали проезжую часть ряда дорог тросовым ограждением. Речь идет о разделении встречных потоков при помощи тросового барьерного ограждения. Внешне это выглядит следующим образом: там, где обычно нанесена сплошная линия разметки, установлены столбики, которые соединены между собой тросами. Сами стойки легко меняются: в асфальтовом покрытии сверлятся дырки, а в них вкручиваются столбы. Опыт установки таких заграждений имеется в Швеции. В скандинавских странах таким образом разделяют даже очень узкие местные дороги. Да, бывает, что люди, налетая на такое заграждение, порой отрывают колеса у своих авто, деформируют тросами кузова, но главное – водители остаются живы!

Кстати, замечено, что после введения на дорогах тросового барьерного ограждения уровень телесных повреждений участников дорожного движения стал гораздо ниже. На основании калужского опыта дорожники из Кондрова на трассе «Калуга – Медынь» в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» от 16-го километра до села Льва Толстого планируют установить осевое тросовое ограждение. Это позволит полностью разделять полосы движения.

Замечу, мы, сотрудники ГИБДД, не можем предписывать дорожникам, какое конкретно им ставить ограждение – тросовое или жёсткое металлическое, это их выбор. Но очевидно, что такое ограждение на автотрассах надо обязательно ставить в целях безопасного разделения встречных потоков транспорта, а значит, сохранения жизни людям.


Кстати

Областной пилотный проект призван ответить на вопросы о причинах возникновения таких ДТП, о том, как отслеживать и профилактировать происшествия, как привести в нормативное состояние дороги, чтобы минимизировать случаи выхода на встречку. Проект реализуется до 2024 года, после чего опыт калужан по сокращению смертности в ДТП из-за выездов на встречную полосу будет тиражироваться в других регионах.


Справочно

Современное законодательство предусматривает серьезные административные меры за нарушения правил дорожного движения при выезде на встречную полосу.

• Штрафы – 5000 рублей;
• Лишение водительских прав от 4 до 6 месяцев;
• За повторное нарушение – 1 год лишения прав.

Александр ТРУСОВ. Фото Антона Забродского и из соцсетей