Бизнес не только ради денег

Как небольшие стартапы становятся делом всей жизни и как уходят от скучной работы по найму молодые калужане


Мы поговорили с местными предпринимателями и узнали, как они пришли к своему делу, какие сложности поджидали их на первых этапах становления бизнеса и как им удалось пережить коронавирусный кризис.


Любовь и кошки

Безграничная любовь ко всему живому и пушистому может превратиться в свое дело. Один из наших героев – Роман Сехин – открыл собственное котокафе.

Идея пришла внезапно. Амбициозный парень увидел по телевизору похожее кафе в Москве и сразу решил: надо открывать! Роман изучил конкурентов, нашел соучредителя, место под аренду, приют для сотрудничества и начал новый, кошачий, этап своей жизни.

Приют «поставляет» человекоориентированных кошек, помогает советом в случае недомогания животных, при необходимости направляет к ветеринару. Здесь у четвероногих больше шансов, что их заберут домой. В среднем в год забирают 10-12 кошек, их отдают только в надежные руки.

Роман признается, что не сразу все получилось. Формат тайм-кафе (когда посетитель платит за время пребывания) не слишком популярен, и многие гости не понимают, почему кафе работает в таком режиме. Зато туристы полюбили это место сразу, многие приходят сюда снова, когда возвращаются в Калугу.

Предприниматель считает, что сложности бывают у всех. Главное – учиться на своих ошибках. А контролирующие службы подскажут, что и где нужно исправить, чтобы в будущем не было проблем.

– Когда становишься предпринимателем, уже не можешь работать на кого-то, – говорит он.

Роман говорит начистоту: бывают непростые моменты, когда хочется закрыть свое дело. Но спустя время понимаешь: работать на кого-то уже не получится – и идешь дальше, в новые рабочие будни.

Пережить пандемию кафе помогли его постоянные посетители . Чтобы не закрылась любимая кошачья точка, они вносили пожертвования: большая их часть шла на аренду, остальное – на корм животным и зарплату сотрудникам. После отмены ограничений кафе снова открылось. Сейчас, как и раньше, там звучат радостный детский смех, теплые разговоры и кошачье мурчание.


Хороший кофе – в массы

Наш следующий герой – Антон Коротков – пробовал открывать свое дело не один раз. Калужанам больше полюбилось его последнее начинание – кофейня. Предприниматель убежден: главное – не сдаваться и идти вперед.

– Я никогда не хотел бросать бизнес. Всю жизнь занимаюсь чем-то своим, и с детства у меня было ощущение, что это мое. Был опыт работы по найму, но мне не понравилось. Свое дело сложнее, но интереснее, и перспективы не ограничены. Меня пугают рамки рабочего дня: отпуск два раза в год, выходные два раза в неделю, – признается он.

Кофейню Антон открыл в 2015 году вместе с соучредителем Владимиром, который занимается кофейнями в Москве. Место полюбилось гостям далеко не сразу. Как говорит предприниматель, калужане не были знакомы с хорошим кофе, многие привыкли пить напитки из ресторанов фаст-фуда или дома. Полтора года дело шло тяжело, и только спустя шесть лет кофейня стала любимой у многих калужан, обзавелась постоянными посетителями и продолжила развиваться – не только здесь, в Калуге, но и в столице.

Антон уверен, что главное в ведении своего дела – баланс. Хорошим должно быть все: продукт, атмосфера, интерьер, расположение, персонал.

– Для меня главное – это баланс. Все должно быть сделано хорошо: выбор места, качественный продукт, то, как вы его доносите до гостей. Персонал – это основа всего общепита и сферы гостеприимства. Если на самом крутом месте будет плохой персонал с посредственным продуктом, никто туда ходить не будет. И если будет хорошее место с крутым персоналом, но на отшибе города, то никто туда не поедет, – рассказывает Антон.

Пандемию кофейня тоже старалась пережить грамотно: заказы принимали по звонку, сохранили заработную плату персоналу – все делалось для того, чтобы остаться на плаву и не потерять доверие и гостей, и подчиненных. А вот столичной кофейне пришлось несладко: с введением системы QR-кодов людей стало гораздо меньше, и даже после частичной отмены ограничений восстановиться было сложно.

– Чтобы вести дело успешно, в первую очередь надо разбираться в продукте, изучить то, чем планируешь заниматься, стать в этом экспертом. Хочешь заниматься кофе – стань профессионалом в кофе, – убежден предприниматель.

Антон Коротков считает, что любой бизнес станет успешным, если человек искренне увлечен им, а не просто хочет заработать. Главный совет – не останавливаться на достигнутом, не отчаиваться и двигаться вперед.


Чтобы вести свой бизнес, нужно просто любить то, чем занимаешься, ответственно подходить к управлению и финансовым вопросам и не бояться трудностей – так считает любой успешный предприниматель. Проблемы могут поджидать на каждом шагу, но так и в любом деле. Главное – быть им увлеченным, и люди это оценят.


Александра ПЕРЕПЕЧАЕВА